В прошлый раз мы начали анализировать книгу игумена Петра (Мещеринова) «О некоторых наших ошибках» и, в частности, написали о магизме, или обрядоверии. Второй ошибкой, согласно о. Петру, является «неправильный образ церкви». Вот как он пишет:
Часто мы зовем в Церковь людей не потому, что она Христова, а потому, что она традиционна на Святой Руси, и наша нация обязана ей своим становлением.
Эта ошибка еще более тонка, чем магизм. Потому что каждая отдельная ее часть вовсе не является ошибочной, а является очень даже хорошей и правильной. 1). Мы зовем людей в Церковь – это хорошо? Конечно. 2). Церковь – традиционна. Хорошо? Еще бы – куча ведь всяких нетрадиционных сект есть, которых приходится опасаться. 3). Русь обязана Церкви становлением. Хорошо? А как же. Отсюда – наш христианский культурный код.
То есть все элементы этой картины – хорошие сами по себе. Но вот когда их собирают вместе и сцепляют логически, получается совсем не то, что бы хотелось.
Почему?
По одной простой причине. Церковь говорит «о небесном». Благая весть христианства принципиально не укладывается ни в какие земные рамки, она их преодолевает. Апостол Павел пишет колоссянам, что в новом человеке «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Кол. 3:11). Различия стираются не в силу слепоты христианства, а в силу того, что на новом уровне, в подлинной духовной жизни они становятся неважны.
Это, кстати, чрезвычайно трудно принять. Помню, я в свое время много думал над тем, что – с христианской точки зрения – мне должен быть ближе какой-нибудь китаец-христианин, чем свой, русский атеист. Подумать так было легко, а вот ощутить, представить это – нет. Я так и не «понял» - как это.
Но именно этого, по сути, требует христианство – преодоления крови.
Более того, именно через это преодоление национальных, расовых и иных черт христианство в подлинном смысле слова и раскрывается. То есть не преодолев их в себе (хотя бы мысленно, так как реально это сделать сложно), мы никогда не ощутим дух, вкус подлинного христианства.
Вот, кстати, как об этом пишет о. Петр:
Между прочим, эти две подмены – Христа обрядом и Церкви национализмом – являются основной причиной, по которой значительный успех у молодежи имеет протестантизм. Однажды я разговорился с молодым человеком, ходившим на наши катехизические курсы при Московском центре Данилова монастыря. Этот молодой человек находился в духовном поиске, результатом которого было его пребывание (на тот момент) в одной из протестантских церквей. Когда я спросил его, почему так, что его «не устраивает» в Православии, он ответил: «Я два года ходил по московским храмам и слушал проповеди. И в 90% проповедей я не слышал ничего о Христе и Евангелии. А у протестантов хоть как-то об этом говорят». Конечно, я думаю, что 90% - это явное преувеличение, но при всем преувеличении упрек этого юноши нельзя не признать обоснованным.