Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем нашей истории.
Традиционная точка зрения связывает появление письменности на Руси с официальным принятием христианства и литературы из Болгарии около 988 года. Но уже в середине позапрошлого века стали накапливаться отдельные факты, свидетельствующие о наличии письменности на Руси задолго до официального крещения.
Одним из таких фактов является серия находок в последнее время при раскопках в Новгороде так называемых цилиндров с надписями и княжескими знаками. Эти цилиндры выполняли функцию замков, гарантировавших сохранность ценностей в мешках. Надписи на них указывают на принадлежность ценностей (или части их) князю или "мечнику", а княжеские знаки дают основание связать эту категорию предметов с княжеским хозяйством.
Два из восьми известных цилиндров датируются (по комплексу данных), по крайней мере, 10 годами раньше даты крещения и принятия письменности.
На одном из этих цилиндров надпись плохо сохранилась, а на втором её можно прочесть так: "мечник мех (в) полчетверть в этих мот (ех) Полтвец", где "мех" - мешок, "мечник" - административно-должностное лицо, "мот" - возможно, моток, способ завязывания мешка, а Полтвец - имя мечника. В надписи ясно отразилось новгородское произношение, её характеризируют и определённые графические особенности: использование одного знака ъ для обозначения обоих редуцированных (ъ и ь). Но надпись, безусловно, кирилловская, относится к так называемым одноеровым памятникам.
Важно то, что надписи на древнейших цилиндрах - это документальное свидетельство использования кириллицы в государственном аппарате Древней Руси до официального принятия христианства и письменности.
Одноеровые памятники известны давно и обнаружены на разных территориях. Некоторые учёные считают, что именно одноеровость - характерная черта первоначальной кириллицы, возникновение которой они относят даже IX-X векам.
Можно предположить, что после просветительской миссии Кирилла и Мефодия (середина IX века) славянская письменность проникает и на Русь. Но бесспорных фактов нет. С уверенностью можно связать более широкое использование кирилловской письменности с эпохой Святослава, со временем его Дунайских походов (70-е годы Х века). К этому времени славянская письменность в Болгарии прошла уже значительный путь развития, и славянский язык был здесь не только государственным, но и культовым языком - языком христианства.