Найти тему
НЕМИЛЛИОНЕР КОТОВ

99% франшиз в России это развод! А может все-таки нет?

Друзья, сегодня затрону важную тему – выбор франшизы. Франчайзинг активно развивается в России и на декабрь 2019 года, предложений свыше 3000. Но как узнать хорошая ли франшиза или опять мамкины бизнесмены продают воздух, красиво упаковав его. Ведь 99% франшиз в России полное фуфло (но это не точно). Как найти тот заветный 1% и не попасться в цепкие руки инфоцыган. Именно об этом пойдет речь в этой статье.

Итак, давайте представим такую ситуацию. Пусть будет такой амбициозный молодой человек Вася. Работает на производстве и грезит мечтами открыть свое дело, стать настоящим предпринимателем. Подкопил не много деньжат, нашел товарища единомышленника, и они решили открыть кофейню. Почему именно кофейню? А это уже совсем другая история.

-2

Друзья, давайте теперь вместе подумаем, какие трудности появятся у ребят. Не забываем, что они только с производства, и вот в этих ваших бизнесах не понимают вообще никак, но очень хотят научиться. Начнем с банального, нужно себя зарегистрировать как юридическое лицо. Ума много не надо, чтобы заполнить заявление на регистрацию ИП и отнести в налоговую. А вот выбрать систему налогообложения и не ошибиться… с этим потруднее. Ибо этот просчет с выбором СНО может выйти боком и попить кровушку на довольно длинной дистанции.

Следующая трудность, это поиск помещения под их будущую кофейню. Что надо учитывать, куда смотреть, что делать и сколько это все должно стоить? Ведь выбор хорошей локации — это практически 80% успеха.

 Имея идею, нужно еще уметь ее реализовать. А до тех пор она остается только мыслю в голове.
Имея идею, нужно еще уметь ее реализовать. А до тех пор она остается только мыслю в голове.

Нужно будет разработать дизайн под кофейню, сделать архитектурный план, подобрать необходимое оборудование, найти подрядчиков, поставщиков… Вот вспоминаю это все, а у меня глаз начинает дергаться, хоть мы и открылись по франшизе. А ведь это только верхушка айсберга. Открыться это пол беды, нужно еще уметь вести бизнес, повышать продажи и разрабатывать стратегии и многое-многое другое, из-за чего они не будут спать по ночам в ближайшие пару месяцев. Вот тут-то помощь опытного человека и пригодится, не правда ли?

Так что наши герои пообщались и решили купить франшизу кофейни. Лучше заплатить некоторую сумму денег на старте, чтобы иметь целую команду специалистов, которые расскажут и подскажут, что да как, чем с гордо поднятой головой и бубня себе под нос «Я сам все знаю и умею», слить весь бюджет на каком-то маленьком косячке, который в будущем превратится в здоровенный ком неприятностей.

Не нужно решать проблемы по мере их поступления, это что касается бизнеса.
Не нужно решать проблемы по мере их поступления, это что касается бизнеса.

А теперь абстрагируемся от наших героев и разберем, что это вообще за зверь такой – франшиза, и как ее выбрать, а потом не пожалеть об этом.

Начнем, пожалуй, с определения. Итак, как глаголет википедия:

«Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.»

А теперь по-русски и в 2-х словах: Вы покупаете готовый бренд с поддержкой и бонусами. Так сказать, разжевали и положили в ротик. Круто? Да! (Нет). Если думаете, что не нужно будет работать, то я могу вас только расстроить. Впахивать придется так, как будто в последний раз. За вас не будут делать ничего, дадут хорошо разжёванную информацию, полезные контакты, дизайнерский отдел и т.д. Ваша же задача будет все это изучить, соединить воедино и запустить. Но… бывают не добросовестные люди и вам могут втюхать плохую франшизу. Увы, бывает и так. Продажа франшизы — это то же бизнес и конечный продукт может быть ужасного качества, а как этого избежать, я сейчас вам расскажу. Есть небольшой чек-лист, по которому необходимо пробежаться, когда выбираете франчейзера.

Итак, погнали:

Первое и самое главное, концепция франшизы должна совпадать с вашими интересами. Зачем заниматься тем, что вам не нравится? Ради денег? Я сомневаюсь, что вы долго продержитесь. Вся эта работа превратится в обыденную рутину, с бесящими клиентами и раздражающим персоналом. Ведь мы начинаем бизнес, чтобы радовать в первую очередь себя, что бы эта была та самая работа, которая приносит удовольствие и радость.

Обязательно изучите УТП предлагаемое франчайзером. Если ниша, которую вы выбрали, очень загружена и конкурентов как собак не резанных, то должно быть что-то, что выделит вас среди серой массы, то чем вы сможете заинтересовать будущего клиента, покорить его сердце и надежно поселится в его голове. В нашем случае это кофе высокого качества, уникальные рецептуры и очень уютный дизайн.

-5

Второй пунктик будет уже касаться непосредственно самих франчайзеров. Вам предстоит их изучить вдоль и поперек, заглянуть в самые не пристойные отверстия и не вестись на их сладкоголосые речи. Итак, первым делом обязательно интересуемся, сколько точек под предводительством самого франчайзи. Одна или две? Тогда стоит задуматься, а может вся его бизнес модель заточена на то, чтобы получить паушальный взнос и не много роялти, продавая франшизу пачками. Ну вы поняли, продать количество, а не качество. Первый звоночек, это если франшиза активно навязывается. Значит хорошо работает отдел продаж и главное это продать!

Как понять, кидалово это или нет? Все просто! Идем в гугл, набираем «Название франшизы отзывы» и читаем. Ну это как минимум первое что вы должны сделать, но есть одно большое НО… Интернет у нас это сборище недовольных и обиженных. И каждый из этой касты считаем своим долгом написать пару слов о своих не довольствиях, а вот оставить хороший и развернутый отзыв, когда ему все понравилось, не допросишься. Относимся ко всем ответам скептически, как и к положительным, так и к отрицательным. А самый верный выход в этой ситуации, пообщаться с собственником, который приобрел такую франшизу. И вот тут не ошибитесь, не надо идти туда, куда отправляет франчайзер. Так может получится, что это всем довольный собственник и у него нет никаких претензий. Но мы то дотошные, нам нужно знать всю подноготную, хорошенько покопаться в самом грязном и вонючем белье.

Так что сначала идем сами по всем точкам, желательно уже под закрытие и собираем чеки (ну не из мусорки конечно, а покупаем что-нибудь). В чеке написано больше, чем нам нужно, а именно сколько было их пробито за этот день. Пошевелив мозгами и прикинув какой средний чек, можем сделать примерные выводы о прибыли. Потом ищем группы в ВК и аккаунты в инсте и пишем сами, подробно расспрашивая, что, как и почему. Не забывая при этом конечно представиться. Будьте уверены, 80% собственников ответят и, если они недовольны франшизой весь этот чан помоев выльют на вас с удовольствием.

-6

Узнайте сколько точек в сети вообще и когда была запущена франшиза. А то получится как с «сокол кофе». Только открыли кофейню и через полгода уже франшизу продают.

Обязательно нужно у франчайзи запросить такие данные, как ROI (return on investment). И это должно быть не просто «Братка отвечаю, через полгода озолотишься, а через год будешь миллионером!», нет, должен быть график возврата средств, со всеми сезонными спадами, ростом продаж и прочими нюансами. Никогда такого не будет, что через пару месяцев вы отобьете все свои вложенные деньги, а если так утверждает франчайзи, то будьте уверены, он лукавит и хочет поживиться вашими кровными. Если рассматривать ресторанный и кофейный бизнес, то срок окупаемости от 2 до 6 лет. (это полноценные кофейни и рестики, а не эти кофейные точки с кофе за 60 рублей).

Так, как понять лукавит ли франчайзи или нет, мы с вами определились и идем к следующему пункту.

А вот это мое самое любимое, ибо не хило так мы здесь так обожглись. Это сметы. Немного предыстории… По сметам, которые нам предоставил франчайзер, должно было хватить 700к на открытия, мы все пересчитали и взяли с запасом 1 000 000 средств, в итоге было затрачено 1 400 000. Не плохие погрешности. Итак, как этого можно было избежать?

Нужно запросить у франчайзера все возможные сметы и обязательно уточнить, что в эти списки не включено. Вот прям все до мелочей: интернет, охрана, все необходимое оборудование, затраты в налоговой, согласование вывески, рекламная продукция, затраты на рекламные компании и т.д. и т.п. А проще, как показывает практика, просто нужно умножить весь инвестиционный бюджет на 2 и вот вам готовая сумма, которой уж точно хватит (могу сделать такой вывод после общения с другими франчайзи нашей сети).

-7

А теперь перейдем к самому важному поддержка, которая будет на всех этапах бизнеса. Помните, покупая франшизу, вы не только получаете бренд и стратегию развития, но и поддержку специалистов. Не должно быть такого «Вася, я так много раз делал, не ссы!». Каждый шаг должен быть обоснован. Поддержка должна быть на всех этапах: подготовка к открытию, запуск бизнеса, развитие и прочее. До начала сотрудничества с франчазером, должен быть дан четкий ответ – кто и как будет оказывать вам поддержку, что бы не получилось так, что после уплаты паушального взноса вы отправились в свободное плаванье. Но ведь мы умные люди и не будем верить на слово франчайзеру и пойдем спрашивать у собственников, которые приобрели эту франшизу и проработали по ней уже как минимум год, ибо бизнес должен пройти все стадии сезонности.

В принципе все. Что бы понять все серьезности намерий вашего будущего франчайзера, думаю этих пунктиков будет достаточно. Но это мое личное мнение и отнести это можно к франшизам стоимостью до 500к, а вот если уже дороже, то изучение не только самого бизнеса, но и рынка должно быть на много глубже, ибо вложения на открытие напрямую зависит от стоимости франшизы.

-8

У каждого своя голова на плечах и моим словам то же не обязательно верить или доверять. На кону, в лучшем случае, ваши кровные деньги, а в худшем заемные или средства инвесторов.

**********************************

Понравилась статья? Подпишись - https://zen.yandex.ru/id/5e1ebe55fe289100b147c9bd

Дальше - больше. С уважение Даниил Котов.

-9