Шёл 1983 год. Мы учились в третьем классе. Лучших из нас (отличников и активистов) уже приняли в пионеры, остальные ребята старались изо всех сил тоже стать хорошими, чтобы им повязали красный галстук.
Тогда в школе между учениками не было конкуренции. Не было рейтинга, как в нынешних гимназиях. Напротив, считалось, что хорошие ученики должны обязательно помогать двоечникам. Более того: пионерам-третьеклассникам учительница официально давала поручение подтянуть отстающих учеников по русскому или математике. Двоечника прикрепляли к отличнику, и отличник должен был за него отвечать. Вот так и мне поручили работу: я, юная пионерка, должна была ходить домой к однокласснику-двоечнику Диме и заниматься с ним математикой. В то время это было даже почётное поручение! Меня удостоили! Не каждому ученику выпадала честь стать наместником учителя на земле.
И вот я пошла на свой первый урок. Оказывается, именно этот день стал началом моей репетиторской деятельности. То, что я писала в статье "Моё первое занятие" - это, как выяснилось, был уже второй репетиторский опыт. Первый опыт произошёл в третьем классе.
В семье Димы меня приняли очень хорошо, с уважением. Его мама пригласила меня в чистую комнату, где стоял письменный стол, на котором аккуратной стопочкой лежали тетради. Дима был готов к нашим занятиям, меня ждали.
Помню, я ему объясняла, как решать какие-то примеры. Он всё записывал, решал - в общем, относился к моему учительству серьёзно. Урок прошёл на высоте. Мой ученик был внимательным и дисциплинированным, хотя в школе его всегда ругали за плохое поведение.
После занятия мама вызвала Диму к себе на конфиденциальный разговор. Я дожидалась его в комнате. Дима пришёл смущённый и протянул мне металлический олимпийский рубль.
- Это тебе подарок за занятие, - сказал он.
Когда я уже выросла, я поняла, что мама Димы нашла хитрый способ расплатиться. Дать бумажный рубль ей было неудобно, и она придумала подарить мне олимпийский рубль. Такие рубли дети часто коллекционировали - не тратили. А стоимость рубля в то время была большая: за рубль можно было проехать на такси от окраины Москвы до её центра. Для сравнения, батон хлеба в те времена стоил 13 копеек, мороженое-эскимо - 20 копеек, а проезд на метро стоил 5 копеек. Так что мой урок щедро оплатили, хотя я этого и не поняла.