Раз уж я раскритиковал памятник сталинградским железнодорожникам (правда, больше прошелся по надписи, а не по самой композиции), то логично бы дать противовес. Что я считаю нормальным примером пластического искусства. Оставим в покое Микеланджело и Вучетича. Не буду показывать и работы иностранных авторов, увенчанных лаврами международных выставок. Но во многих городах творят достаточно самобытные скульпторы. Разумеется, они не пользуются большой популярностью. Ваяние - это вам не шоу-бизнес.
Вот передо мной альбом с фотографиями творений Петра Чаплыгина (авторы фотографий - В. Коновалов, А. Левицкий, А. Степин и П. Дога). Думаю, не слышали о таком. Как бы вам объяснить... Бузову-то знаете? Так вот, ничего общего!
Ладно, буду посерьезнее. Чаплыгин, уроженец станицы Марьинской на Ставрополье, внес значимый вклад в облик Волгограда, где живет и поныне. В советское время он работал над интерьерами многих зданий. К сожалению, не все дошло до наших дней. Увы, к наследию ХХ века у нас еще не научились относиться бережно. В прошлом году, например, в совсем молодом городе Волжском соскоблили со стены мозаику, сделанную мастером Черноскутовым. Много ли произведений искусства в созданном после войны городе? А им не жалко.
Из заметных реализованных проектов последних лет выделим галерею бюстов Романовых.
- Технология гальванопластики выбрана Петром Чаплыгиным неслучайно: все от начала до конца рукой одного мастера, дабы не потерять при работе литейщика мельчайших штрихов, манеру лепки и точность, а значит - саму суть, - полагает директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова Варвара Озерина. - Образы российских императоров, от Петра I, обладающего броской выразительностью и торжественностью, до Николая II, решенного в гражданской простоте, созданы в жанре парадного портрета.
Но лично мне интереснее то, что автор делал в более молодые годы. Это как-то авангарднее. Увы, не сохранилось оформление магазина “Цветы”, некогда существовавшего на волгоградском проспекте Ленина. Разбиты скульптуры иловлинского ресторана “Казачий курень” (фрагменты художник забрал себе на дачу).
- Произведения Петра Чаплыгина, где бы они ни встречались, узнаваемы сразу. Но эта узнаваемость не свидетельствует об их однообразии, она скорее говорит о сложившемся самобытном художнике, чья яркая творческая индивидуальность ощутима в любой его работе, независимо от ее масштабов и материала, - уверяет искусствовед Татьяна Додина.
Первая выставка, на которую взяли чаплыгинские работы, прошла в финском Кеми в 1970 году. На текущий момент последняя - в Волгограде в прошлом году. А так его произведения экспонировались и в Фаенце, и в Берлине, и в Вильнюсе.
В общем, что скажете?
Читайте также: Мурманск в живописи