Если задать нашему читателю вопрос о том кто первый лётчик, который летал в Арктике, то многие назовут лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Николая Каманина, Михаила Водопьянова и других советских пилотов – первых героев СССР. Возможно кто то ещё назовёт Бориса Чухновского – советского лётчика, участвовавшего в спасении итальянской Арктической экспедиции Умберто Нобиле потерпевшей крушение на дирижабле «Италия» в 1928 году . Чухновский и ряд других советских лётчиков свои полёты в Арктике начали в 1924 году
Однако пионером воздухоплавания в Арктике стал наш соотечественник Иван (Ян) Иосифович Нагурский (1888-1976), поляк по происхождению, на много лет упредивший полёты Советских лётчиков в Арктике.
Нагурский в 1914г летал на авиэтке, весившей всего 450 килограммов, "вслепую", без знания метеоусловий на трассе, лишенный возможности связаться с землей с помощью рации. Мощность двигателя его машины составляла всего 80 лошадиных сил: любой порыв ветра грозил свалить ее в Баренцево море или бросить на скалы. Следует учесть еще и то, что тогдашние пилоты не имели специального "северного" обмундирования, а закрытые кабины для них конструкцией самолетов того времени не предусматривались.
Поляк по национальности Ян Нагурский родился 27 января 1888 г. в небольшом городке Влоцлавек (Польша тогда входила в состав Российской империи). После окончания прогимназии он работал учителем в сельской школе, чтобы заработать деньги на дальнейшее обучение. Отец – мелкий землевладелец не был в состоянии обеспечить Янеку дальнейшее образование.
Скопив немного денег, Ян отправился в Варшаву для завершения своего образования. Получив аттестат зрелости, поступает в Одесское юнкерское пехотное училище, по окончании которого с отличием в 1909-м был произведен в подпоручики и по личной инициативе распределился в состав 23-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в Хабаровск. Хотя в принципе как отличник он имел право выбрать любое назначение.
В конце 1910 года Нагурский подал рапорт и поступил в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище. Возникший у него к тому времени интерес к авиации привел молодого человека во Всероссийский аэроклуб, базировавшийся в Новой деревне. Свой первый полет Нагурский совершил на самолете конструкции братьев Райт. В аэроклубе он познакомился с П. Н. Нестеровым – будущим автором знаменитой "петли Нестерова". В июне 1912 года Яна Нагурского зачислили в авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы, располагавшейся в Петербурге на Волковом поле. В марте 1913-го Нагурский перешел в авиационную отдельную офицерскую воздухоплавательную школу. По ее завершении служил в пограничной страже в ранге военного летчика.
В 1912 году В. А. Русанов, Г. Л. Брусилов и Г. Я. Седов предприняли экспедиции в Арктику, закончившиеся трагически: все три пропали без вести в полярных широтах. В следующем 1913 году правительство приняло решение послать в район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа две спасательные группы. Организационная работа проводилась в Главном гидрографическом управлении Морского министерства. По инициативе начальника этого управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко был поставлен вопрос о привлечении к поискам пропавших полярников авиации. Нагурского, о котором незадолго перед тем газета "Новое время" писала как о способном и смелом летчике, вызвали к Жданко. При встрече генерала заинтересовало мнение пилота о возможности использования самолетов в Арктике для поиска попавших полярных экспедиций. После некоторого размышления пилот ответил: "Скорее всего, они могут быть использованы в полярных условиях". Тогда Жданко сказал: "Вы подумайте еще об этом и подготовьте материал для конкретного разговора на эту тему. Прошу обратить внимание на тип машины и на организацию лётной части"
Нагурскому поручили подготовку к полетам в Арктике, опыт которых в то время еще совершенно отсутствовал. Нагурский пришел к выводу, что наиболее подходящим для арктических условий должен быть "гидроплан крепкой конструкции с фюзеляжем в виде лодки. Кроме того, машина должна иметь возможно меньшую нагрузку на квадратный метр несущей плоскости, отличную амортизацию и скорость до ста километров в час. П осле анализа всех имеющихся в то время образцов отечественной и иностранной техники. По рекомендации Нагурского остановились на самолёте фирмы «Фарман».
Пришлось закупать машины иностранного производства. Нагурского командировали во Францию, где на заводах фирмы "Фарман" собирались, пожалуй, самые надежные летательные аппараты того времени, оснащенные моторами знаменитой фирмы "Рено". Месяц провел Нагурский в цехах, непосредственно наблюдая за сборкой своей машины . Будущий полярный летчик почерпнул там много ценных сведений, а также совершил 18 тренировочных полетов, осваивая французскую технику. Кроме того, Нагурский контролировал сборку и второго самолета, предполагалось, что на нем летчик П. В. Евсюков будет вести поиск пропавших экспедиций в Восточной Арктике. Зоной ответственности Нагурского должна стать Западная часть Арктики, включая землю Франца – Иосифа и Новую Землю.
Пока Нагурский находился в Париже, вышел приказ о его переводе из пограничной стражи в Морское министерство с зачислением поручиком по Адмиралтейству во 2-й флотский экипаж. По прибытии на новое место службы он был откомандирован в распоряжение Главного морского штаба. Доставленные в разобранном виде в Норвегию самолеты погрузили на поисковые суда "Герта" и "Эклипс", арендованные российским правительством. Тем временем в связи с угрозой начала войны Евсюкова отозвали в Санкт-Петербург. Его заменил летчик Александров. Забегая вперед, скажем, что Евсюкову и Александрову в дальнейшем не повезло.
Оба самолета в разобранном виде были доставлены в Норвегию, где их погрузили на палубы двух поисковых судов норвежской постройки, арендованных российским правительством для будущих спасательных экспедиций - Герты и Эклипса.
. Сразу по прибытии "Герты" в Александровск-на-Мурмане (ныне посёлок Полярный) ящики с разобранным самолетом Нагурского перегрузили на "Печору" – русское вспомогательное судно поисковой экспедиции.
Нагурский с техником Кузнецовым приступили к сборке самолёта и обустройству своего лагеря. Сборка самолета с перерывами продолжалась более 14 часов, и 7 августа она была завершена. Но с суши гидросамолет не мог подняться в воздух, и тогда Нагурский с Кузнецовым соорудили из бревен скат и осторожно спустили авиалодку на воду. Иван Иосифович проверил моторы и на воде, сделав пробный получасовой полет над морской бухтой.
Из губы Крестовой 8 августа 1914-го в 4 часа 30 минут утра Нагурский и Кузнецов полетели на север, вдоль западного побережья Новой Земли. Полет проходил в основном на высоте 800-1000 м, выше 1500 м они не поднимались. Температура воздуха за бортом была около -15С. Нагурский первым в истории человечества поднял машину в небо Арктики. Он был поражен и одновременно очарован открывавшейся под крылом самолета панорамой.
Нагурский вместе с Кузнецовым решили продолжить полетное задание: надо было обследовать остров Панкратьев и возможность его использования для базового лагеря с тем, чтобы уже отсюда осуществлять полеты вдоль восточного берега Новой Земли и в сторону Земли Франца-Иосифа. При облете острова Нагурский сверху увидел небольшую избушку: домик стоял на берегу моря, среди обломков скал. Посадив самолет на припайный лед, вдвоем с механиком они полчаса поднимались по крутому склону от моря к избушке. С колотящимся сердцем и дрожью в руках осторожно отворили дверь. Посредине стоял стол, вдоль стен - нехитрые нары.
На столе они обнаружили рапорт Г. Я. Седова в Морское министерство. Георгий Яковлевич сообщал, что из-за сложнейших ледовых условий он не смог на своем судне "Святой мученик Фока" подобраться к Земле Франца-Иосифа и, оставив судно в 15 километрах к югу от острова Панкратьев, с частью экипажа перешел в избушку на зимовку, приказав остальным следить за сохранностью "Фоки". К рапорту прилагался дневник экспедиции.
Во время одного из полётов на высоте 500 метров застучал двигатель. Нагурскому удалось благополучно посадить машину и с помощью присланных шлюпок благополучно отбуксировать самолет к месту стоянки.
Несмотря на поломку двигателя самолёта и двухнедельный простой, связанный с ремонтом мотора, Нагурский совершил ещё несколько полётов у побережья архипелага Новая Земля. Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов (21, 22, 23 августа, 12 и 13 сентября) на высоте 800—1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Во время последнего полёта он достиг 76 параллели. Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние более 1000 километров.
Начавшаяся 1 мировая война заставила экспедицию прекратить поисковые работы и вернуться в С. Петербург. На обратном пути Нагурский подготовил отчёт о полётах для Главного гидрографического управления. Суммируя накопленный опыт, Нагурский подробно изложил свои наблюдения и разработал рекомендации для последующих полётов в Арктике. 14 октября 1914 года Нагурский лично доложил результаты генерал-лейтенанту Жданко. Кроме того, Нагурский изложил Жданко проект полета к Северному полюсу. Главную базу экспедиции Нагурский предполагал организовать на острове Рудольфа — это самый северный остров Земли Франца-Иосифа, в то же время обычно доступный для судов. От главной базы на север, через каждые 200 км, планировалось построить три вспомогательные базы с взлетными полосами, запасами еды и топлива. Жданко был впечатлён идеей, но война создавала более насущные проблемы. По результатам экспедиции Жданко представил Нагурского к награждению «Орденом Святого Станислава.
Подробный отчёт Нагурского был издан в роскошном переплете из тиснёной кожи и преподнесён морским министром Григоровичем царю. Через некоторое время отчёт вернулся с царской резолюцией «Прочитал с удовольствием». По такому случаю Нагурский награждён 6 декабря 1914 года орденом Св. Анны 3-й степени.
После возвращения в Санкт-Петербург он приказом Главнокомандующего 6-й армии от 20 мая 1915 года был произведен в штабс-капитаны, а 6 июля переведен во флот. В чине лейтенанта берегового состава он испытывал гидросамолеты. Однажды, взлетев с пассажиром и с полным снаряжением, Нагурский выполнил подряд две "петли Нестерова", названных так в честь его бывшего товарища по летным занятиям в аэроклубе, и тем самым доказал применимость высшего пилотажа в боевых условиях – даже для гидросамолета. Это была первая в мире петля Нестерова, выполненная на гидросамолёте. Нагурский продолжил службу в морской авиации. С базы в Або совершал разведывательные полёты над Балтийским морем. Командовал авиационным отрядом, авиационным дивизионом Балтийского флота, участвовал в воздушных боях над просторами Балтики. В 1917 году самолет Нагурского был сбит над Балтикой и он считался пропавшим без вести. Однако после нескольких часов в море он вместе с механиком был спасён русской подводной лодкой и доставлен в госпиталь в Риге.
Октябрьскую революцию Нагурский встретил в Петрограде. После госпиталя служил в Красной Армии военлётом. В 1918 году поехал в Польшу навестить родителей.
Обратно ему не суждено было вернуться. По-видимому было много причин. В войне с Россией Нагурский участвовать не захотел и утаил от властей своё воинское образование и звание, чтобы избежать мобилизации. По протекции своих родственников поступил на работу на сахарный завод. Затем переехал в Варшаву, работал в конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности, женился. В СССР лётчика Ивана Нагурского считали погибшим, о чём свидетельствуют два издания Советской энциклопедии.
Нагурский пережил Вторую мировую войну и продолжал работать инженером-конструктором и руководителем конструкторского бюро в Гданьске и Варшаве. В 1955 году он присутствовал на лекции Чеслава Центкевича автора многих книг о полярных исследованиях, который мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации русском лётчике Иване Нагурском который погиб в 1917 году». Тогда Нагурский встал и объявил, что он не совсем русский и вовсе не умер. Этот случай широко освещался в польской прессе и Нагурский стал известным человеком.
После этого он неоднократно побывал в СССР встречался с Советскими полярными лётчиками Чухновским, Водопьяновым и др. В Ленинграде он познакомился со вдовой Георгия Седова Верой Валерьевной Седовой, чью экспедицию он пытался отыскать в 1914 году. Ян Нагурский прожил долгую жизнь и умер 9 июня 1976 года в возрасте 88 лет в Варшаве, похоронен на Северном коммунальном кладбище.
Несколько слов о товарищах Нагурского, судьба которым не столь благоволила. Это были достойные, талантливые, мужественные люди, отважные воины и умелые лётчики. Особенно выделялся из этой троицы Евсюков Петр Владимирович.
Евсюков родился в небогатой дворянской семье в 1890 г. – один из пяти сыновей. Как и все его братья получил высшее образование – закончил Петербургский политехнический институт. Ещё будучи студентом окончил гатчинскую лётную школу. Добровольно вступил в лётный отряд, который участвовал в балканской войне на стороне Болгарии. Получил высшие награды этого государства за войну. Перед войной стал первым в России лётчиком испытателем. Трагически погиб в петроградском гребном порту 13 сентября 1914 г. при испытании гидросамолёта М2 Дмитрия Григоровича.
Не менее трагична и судьба другого пилота инженера- механика капитана второго ранга Дмитрия Васильевича Александрова, который по неподтверждённым данным на две недели раньше Нагурского поднял самолёт в небе восточной Арктики.
Он совершил два краткосрочных полёта в районе бухты Эммы. Во время второго полёта самолёт потерпел аварию в воздухе и только благодаря мастерству пилота его удалось посадить. Отремонтировать самолет не удалось. Ввиду начавшейся 1 мировой войны экспедиция Вилькицкого, пилотом которой являлся Александров, была с свёрнута. Александров успешно участвовал в боевых действиях в составе авиации балтийского флота. В 1917 году из за прогрессирующей близорукости он вынужден был оставить авиацию. Им был создан морской ударный батальон. В июле 1917 года отправился с ним на фронт и был убит во время наступательной операции выстрелом в спину.
Вероятно Нагурский остаётся основным претендентом на первенство полётов в Арктике. Память о подвиге И. Нагурского была увековечена в СССР до и после Второй Мировой войны.
В честь Яна Нагурского названы:
- Гидрометеорологическая полярная станция «Нагурская» Госкомгидромета СССР на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа (закрыта в 1997 году).
- Вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной Группы Арктики (ОГА) Дальней авиации СССР на Земле Франца-Иосифа (закрыт, по состоянию на 2009 год используется как взлётно-посадочная площадка авиации пограничной службы ФСБ России).
1. Нагурский Я. Первый над Арктикой. Морской транспорт. Л., 1960. С. 18-19;
2. Черненко М. Б. К биографии первого полярного летчика Я. И. Нагурского // Летопись Севера. М., 1957. С. 151.
3. Гальперин Ю. М. Он был первым. Быль о полярном летчике Яне Нагурском. М., 1958. С. 10-18, 26.
4. Егоров К. К истории полетов Я. И. Нагурского // Летопись Севера. М.-Л., 1949. С. 220.