Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - всемирно известный белокаменный храм, объект культурного наследия федерального значения стремительно разрушается. Специалисты уверены: памятнику истории необходима срочная реставрация.
Какие проблемы предстоит решать? И почему гибнет белый камень? Мы нашли ответы.
Белокаменная резьба - исторический шифр. Вековой код. Только здесь, на фасадах Георгиевского собора - Богоматерь Оранта и Спас Нерукотворный, рычащий лев, птицы Сирин, грифозмей и удивительный слон. Увидеть эти рельефы едут люди со всего мира, со всех городов страны. Георгиевский собор - гордость и символ Юрьева-Польского. Символ, который можно потерять.
Валерий Кузьмин, паломник из Мурома: "Уникальное сооружение, старина. Переносишься в то время, как люди душой строили такие сооружения для души, для веры своей".
Георгиевский собор взывает о помощи. Светлана Борисова, директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея ( в его пользовании находится храм) с горечью рассказывает об утратах. Кое-где - уже огромные пустоты.
Светлана Борисова, директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея: "Посмотрите на разрушения белого камня, я сейчас руку вставлю в эту трещину, видите, половина моей руки зашла в глыбу белокаменной резьбы. Посмотрите, мягкий, белый известняк, он очень чувствительный, нежный, поэтому должны специальные подходы реставрации к нему применяться".
Состояние белого камня - катастрофичное. Снег, дожди, летом - палящее солнце... И главный противник - время. Которое буквально "стирает" резьбу. Проблема - и статус, который нужно повышать. Собор 13 века охраняется государством. В конце 2015-ого распоряжением Правительства Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Но в список Всемирного наследия ЮНЕСКО храм до сих пор не включён. По мнению Светланы Борисовой, состояние собора - уже аварийное. Медлить нельзя.
Светлана Борисова, директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея: "Крик души, действительно, это так. Это уникальный памятник, аналогов которому мы не найдём во всём мире. Если сравнивать обилие узорочья, на соборах того времени, то в церкви Покрова на Нерли в Боголюбове немного белокаменной резьбы, на Дмитриевском соборе во Владимире суть больше, а Георгиевский же наш собор сплошь украшен белокаменной резьбой от основания до главы".
Особую тревогу вызывает и состояние шедевра внутри. Светлана Борисова рассказывает: собор - холодный, не отапливается. Несмотря на то, что каждый день контролируют температуру и влажность, поддерживать стабильный микроклимат невозможно. Весной на полу - покрытии из бронзовых плит - ежегодно стоит вода по щиколотку. Разрушаются и камень, и настенная живопись. Своды Георгиевского собора в первой трети 19 века расписал крестьянин села Тейково Тимофей Медведев.
Мария Платанюк: "Согласно летописным свидетельствам, при возведении Георгиевского собора князь Святослав Всеволодовичем был "мастером", архитектором и руководителем строительной артели. Белокаменную жемчужину строили несколько лет, с 1230 по 1234 год. А это одна из главных реликвий Георгиевского собора - так называемый Святославов Крест. Когда-то он находился на северном фасаде храма. По преданию, из белого камня его высек сам князь Святослав. В честь своего чудесного спасения".
Теперь крест, как и некоторые другие рельефы - части "белокаменной книги" - внутри собора. Значительная часть шедевра обрушилась в 15 столетии. И была восстановлена в 1471-ом силами Василия Ермолина. Безусловно, собор утратил свои первоначальные пропорции (стал более приземистым), но не утратил величия и значения для мировой истории. Игумен Афанасий Селичев, настоятель Михайло-Архангельского монастыря подчёркивает: его молитвы сегодня - и о будущем этого шедевра.
Игумен Афанасий Селичев, настоятель Михайло-Архангельского монастыря: "Это на глазах происходит, поверьте, даже 10 лет назад, состояние было гораздо лучше, чем сейчас. Я не понимаю, почему Министерство культуры не заботится об этом памятнике, выдающемся памятнике. Памятнике не только градостроительной культуры, но и памятнике духовном".
Многочисленные обращения - в самые высокие инстанции, в том числе в управление Минкульта по Центральному Федеральному округу - пока результата не дали. Решений и вложений в реставрацию нет. А необходим комплекс работ: исследования "самочувствия" камня, геологические изыскания. В Юрьеве-Польском не скрывают: это действительно сигнал SOS. Счёт идёт уже на месяцы. И битву "за историю" проигрывать нельзя.
Мария Платанюк, Александр Чернышёв "Вести-Владимир"