Найти в Дзене

Зачем подросткам черный цвет | #2

Оглавление
Начало смотрите в этом Дзен, в публикации от 21-го марта 2020 "Зачем подросткам черный цвет / 1".

Подростки нуждаются в поддержке и понимании, а не в контроле и навязывании старых норм, которые уже не соответствуют их возрасту и стремлениям.

И вот приходит такой родитель в кабинет и сорок минут подробно рассказывает о своем беспокойстве в связи с функционированием своего ребенка-подростка, детально перечисляя функции младенца, касающиеся 12-14-летнего «детины».

Повторять не за чем: всё сводится к неправильному питанию, оголенным лодыжкам зимой, «плохим оценкам» в школе и далее по списку.

Иногда к этому добавляются курение и употребление алкогольных напитков.

Суть остается прежней: «Ребенок засовывает в себя то, что вредно для его здоровья. Я обязан/а оградить его от этих неверных и вредных действий!».

При этом родитель даже не пытается ответить на очевидные вопросы: «А почему он/она вообще закурил/а? Что произошло, что привело к желанию испытать своё тело на прочность? И почему я полагаю, что полторы выкуренные сигареты приведут к раку легких? Ох, неужели это моя оговорочка по Фрейду?».

Что особенно примечательно, в этом подробном рассказе такие родители «забывают» рассказать хоть что-то о ребенке как о личности, о том, кто он на самом деле.

Они называют возраст ребенка только после того, как я спрошу, и даже не описывают его внешность — какой он, как выглядит, хотя бы рост, вес, цвет глаз.

Коллаж к статье. Источник картинок: Яндекс-Картинки
Коллаж к статье. Источник картинок: Яндекс-Картинки

Источник картинки: Яндекс-Картинки
Источник картинки: Яндекс-Картинки

Совсем нет ни слова о его чувствах, отношениях со сверстниками и вообще о его жизни.

– Спасибо, очень интересный и подробный рассказ о том, как, с вашей точки зрения, ваш ребенок ухудшает и портит сам себя, не слушаясь ваших справедливых советов и замечаний. А расскажите о том, какой ваш ребенок? Какой он человек? Каков его характер?

Такой подход показывает, насколько родители могут застревать в своих тревогах и страхах, забывая о том, что их дети — это не просто «функции», а полноценные личности, со своими переживаниями, желаниями и стремлениями.

Разговор о ребенке должен быть не только о его недостатках, но и о том, что делает его уникальным, о его интересах, мечтах и дружбе.

Это поможет не только лучше понять ребенка, но и наладить более доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Далеко не все, но некоторые родители, услышав вопрос о том, кто такой «человек» в отношении их подростка, впадают в ступор.

Я видела, как это происходит:

– Ха-ха! Кто «человек»? Моя дочь?

– Да, ваша дочь.

– Вы знаете, когда она была маленькая...

– Нет, не так... Когда она вот прямо сейчас...

И далее, с разной степенью успеха и темпа, родитель начинает осознавать в своем ребенке-подростке «признаки человека».

Подросток, который функционирует на уровне, схожем с младенческим, начинает приобретать очертания и содержание не просто человека, а живого существа.

Подытоживая эту часть, хочу перейти к иллюстрациям.

Когда подросток, находящийся в теле, где происходят значительные изменения, общается с такими же подростками, которые также переживают свои собственные трансформации, ему абсолютно не нужно возвращаться в «младенческое функционирование».

Читаем – в регресс.

Подростку семимильными шагами нужно двигаться вперед, а родители, не осознавая этого, но уверенно, тормозят его и тащат в другую сторону.

Это создает серьезные барьеры для развития подростка и мешает ему осваивать мир, находить свое место в нем и строить отношения с окружающими.

Важно, чтобы родители осознали, что их дети — это уже не младенцы, а молодые люди, которые нуждаются в поддержке и понимании, а не в контроле и попытках вернуться к более «удобным» для них (родителей) моделям взаимодействия.

Поддержка самовыражения и независимости подростка может стать ключом к более здоровым и доверительным отношениям в семье.

Успешность такого процесса, как попытка остановить подростка, напоминает попытку сзади задержать стартующий грузовой железнодорожный состав.

Вариантов немного: либо окажешься под составом, либо пробежишь несколько метров, сильно устанешь и отцепишься от вагона.

В любом случае, состав пойдет дальше.

Кому из взрослых понравится, если его автомобиль что-то потянет назад и остановит, когда разгон только начался?

Подросток растет (на то он и под_росток), его тело меняется, у него масса вопросов к собственному телу и еще больше вопросов к миру, который он видит впервые без непосредственного участия родителей.

В то время как мама и папа, как попугаи, требовательно и строго повторяют:

– Лялечка, ты сегодня хорошо покакал/а? Не засовывай в рот грязный пальчик и накрывайся тем одеялком, которое мы тебе подарили!

Естественно, ребенок-подросток реагирует на это: «WTF?!» или вообще ничего не отвечает, завязывает свои шнурки на бантики, берет рюкзачок, который наполнил сам, и уходит в сторону от родителей, которые всю его жизнь толдычат исключительно о функционировании, полезном для здоровья и успешной судьбы в будущем.

Таким образом, родителям следует понять, что их роль заключается не в контроле и ограничениях, а в поддержке и понимании.

Подросток должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную личность, а не как объект для заботы и контроля.

В противном случае, попытки родителей удержать его в рамках детского восприятия мира лишь оттолкнут его и создадут дистанцию в отношениях.

Вместо того чтобы быть «попугаем», который повторяет одни и те же фразы, родителям стоит стать партнерами в этом непростом процессе взросления, готовыми поддержать и направить, но не останавливать.

С таким же успехом можно спросить у гусеницы, которая находится в процессе превращения в бабочку: «Ты поела? Ты эта... смотри, не кури!».

Если бы у гусеницы были уши и рот, она сказала бы: «Иди ты к черту со своими дурацкими вопросами! Не видишь что ли – у меня совсем другой процесс сейчас! Не можешь помочь? Так не мешай хотя бы!».

Так вот, о черном цвете на рисунках подростков, который некоторые обеспокоенные родители принимают за верный признак депрессии (болезни, проблемы, некоего тайного намёка на непонятно что)...

Уважаемые родители подростков, если вы освоили информацию выше, то, наверное, уже догадались...

Черный цвет, часто используемый подростками в своих рисунках, – это границы, компенсирующие Хаос.

Буквально.

Границы, которые подросток ищет везде и всюду, каждую минуту своей жизни, во внешнем и во внутреннем мире.

Потому, что у него внутри Хаос, Хаос в теле, внешний мир он тоже может воспринимать Хаотичным (он его впервые видит без посредничества родителей).

Но не тот Хаос, который «болезнь, сумасшествие, кризис, стихийное бедствие», а тот который и должен быть в его возрасте (сначала был хаос, и только через какое-то время нечто хаотичное становится вселенной, не было бы хаоса – не было бы и вселенной).

Да, та самая гусеница в процессе превращения выглядит весьма сомнительно!

Прямо скажем, она выглядит не очень привлекательно.

И, к сожалению, как только из нее вылупится бабочка, гусеница умрет.

Но, к счастью, ваш ребенок — это не гусеница.

Во время своего превращения он не умирает и не умрет, с ним все в порядке.

Он просто "превращается".

Почему же черный?

Все проще, чем может показаться («Иногда банан – это просто банан»).

Это я уже сообщаю как человек, одно из хобби которого — живопись.

1. Черный — цвет однозначности, яркости, ясности, конкретики.

Черный — цвет «без сомнений», ставящий жирную точку в конце утверждения.

Через черный и сквозь черный ничего не сможет «просочиться».

Черный — это граница-железяка!

2. Дети не умеют рисовать.

В академическом понимании и качестве.

Поэтому черным гримируют собственные косяки в рисунке.

Не хватает мастерства исполнить элемент при помощи разных красок, полутонов, палитры?

Правильно — «дообъяснить» плохо или криво нарисованную идею легче всего черным.

Это дает возможность «закрыть» недостатки и создать иллюзию завершенности.

Таким образом, черный цвет в детских рисунках символизирует не только попытку скрыть ошибки, но и стремление к ясности и определенности.

Дети, находясь в процессе взросления и поисков своего места в мире, используют черный как способ выразить свои чувства и мысли, даже если это не всегда получается идеально.

Это своего рода метафора их внутреннего мира, где они стремятся к пониманию и выражению, несмотря на все неопределенности, которые их окружают.

Важно понимать, что этот процесс — это не только этап в развитии их художественных навыков, но и часть их эмоционального и личностного роста.

Поддержка родителей в этом процессе может помочь им обрести уверенность и научиться выражать свои мысли и чувства более разнообразно и красочно.

Кстати, палитру дети не любят (не используют) не потому, что они совсем не видят полутонов, а потому что не видят в них (взрослого) смысла.

Это у взрослых есть какие-то свои заморочки с миллионами оттенков, у детей мир проще — по-своему сложен, но проще взрослого, если представить его в красках.

Прибавляем к этим двум пунктам множество хаотичных процессов, в том числе неуместные вмешательства родителей, и получаем любимый фломастер подростка — черного цвета, с помощью которого (доступным для подростка способом) он пытается «прибраться».

Для этого выстраивание границ на рисунке весьма подходит.

И нет, это не про границы «от мира и от всех людей», это именно про «прибирание», попытку систематизировать, «разложить по полочкам».

Нет, черная обводка собственной фигуры — это не траурная рамка, это определение границ собственного тела (которое, напомню, находится в очень активном изменении).

Так что родительские возгласы: «Ребенок на рисунке распилил себя на части! Он хочет себя убить!» и «На рисунке ребенка много черного цвета, у него депрессия!» несите (вместе с рисунками) к представителям помогающих профессий, но не к детским, а к взрослым, и себя не забудьте.

Это поможет избежать лишнего уровня тревоги и даст возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Понимание того, что черный цвет и его использование в рисунках подростков не обязательно говорит о депрессии или серьезных проблемах, а может быть просто выражением их стремления к порядку и ясности, может существенно изменить подход родителей к восприятию творчества своих детей.

Это позволит не только снять напряжение, но и создать пространство для открытого диалога, в котором подросток сможет выразить свои мысли и чувства без страха быть неправильно понятым или осужденным.

Когда родителям действительно стоит насторожиться?

1. Когда черный цвет не исчезает с рисунков подростка длительное время (нет динамики) и когда черного цвета действительно много (а других цветов мало или нет совсем).

Это может указывать на устойчивое подавленное состояние или внутренние конфликты, которые подросток не может выразить иначе.

2. Когда подросток внезапно начинает писать картины маслом размером «два на четыре метра» и делает это так же ровно, как это делали взрослые мастера, такие как Шишкин, Айвазовский или Левитан.

Это может быть знаком того, что подросток пытается подражать взрослым и, возможно, испытывает давление извне, стремясь соответствовать каким-то ожиданиям.

Всему — свое время и место: Левитану — левитаново, подростку — подростково.

Подростковый период — это время экспериментов, самовыражения и поиска своего стиля и голоса.

Если подросток начинает проявлять интерес к стилям и техникам, которые явно не соответствуют его возрасту, это может быть сигналом о том, что он пытается заполнить какую-то внутреннюю пустоту или справиться с давлением окружающего мира.

Я не работаю с детьми, но работаю со взрослыми, которые были детьми и у которых есть дети.

Это дает возможность лучше понимать, какие процессы происходят в психике и чувствах подростков, и как важно поддерживать их в поиске своего места в мире, не создавая дополнительных тревог и ожиданий.

Важно сохранять баланс между поддержкой их творчества и вниманием к их эмоциональному состоянию, чтобы обеспечить здоровое развитие и самовыражение.

Запись на личные консультации

С уважением, Нечаева Е.А.