Найти тему

Геймификация в маркетинге. Как с помощью игровых механик привлечь новых клиентов

Оглавление

Поколение уставших – так иногда называют людей, у которых есть деньги, но уже нет желания хоть что-то потреблять. Они уже всё видели и им всё надоело. Именно их вам нужно заполучить, чтобы получить хорошую прибыль. Но как это сделать? Обратиться к глубинным инстинктам. Нет, не тем. Вспомните, что люди любят играть в игры. Геймификация в маркетинге не только сделает ваш бренд узнаваемым, но и вызовет симпатию у аудитории. Которая со временем перерастёт в лояльность.

Немного теории геймификации в бизнесе

Что это вообще такое

Смысл этого процесса прост – в ваше продвижение добавляются игровые механизмы. Вы как бы становитесь волшебным помощником (как Мерлин или Гендальф) в собственной легенде, где каждый потенциальный клиент будет героем. Он пройдёт по нужному вам пути, поделится с вами полезной информацией, проникнется чувством соучастия. Всё это он сделает добровольно и непринуждённо.

Что вам это даст?

  • изучите интересы и желания вашей аудитории;
  • укрепите ассоциативные связи и добавите позитив к имиджу вашего бренда;
  • повысите вовлечённость в соцсетях и на сайте;
  • получите новых клиентов, удержите старых;
  • создадите потребность в вашем товаре или услуге;
  • увеличите прибыль за счёт роста продаж и среднего чека;
  • нарастите доверие и лояльность аудитории;
  • научите клиентов обращаться со сложными системами.

Геймификация создаёт условия, в которых клиент начинает играть по вашим правилам. И эти правила он переносит в реальную жизнь. То есть вы меняете его поведение так, как вам надо. Кроме того, игрофикация – это на 90% нерекламное общение. Это кооперация вашего бренда и аудитории. 

Схематично это должно выглядеть так: 

1. Вы строите площадку и приглашаете всех туда поиграться.

2. Посетители пробуют ваш «аттракцион», им нравится.

3. Они радуются и рассказывают о вашей площадке другим. Новая аудитория приходит сразу на второй пункт и процесс зацикливается.

4. Вы получаете дешёвые лиды и лояльную аудиторию.

Элементы геймификации

Приманка

Всё начинается с вознаграждения. Придумайте, что вызовет у пользователя мысль «Я хочу это». Что смотивирует его на превращение из зрителя в участника? Это должно быть что-то ценное для вашей конкретной аудитории. 

Подробнее о лид-магнитах в нашей статье

В случае с соцсетями вы можете дать не только какой-то приз, но и уважение друзей с подписчиками. Главное, чётко объяснить, что пользователь получит, не оставляя двусмысленности. Она вызовет негатив, который может свести позитивные результаты на нет.

Побочная приманка

Кроме главного приза должны быть промежуточные, утешительные и всякие такие. Люди понимают, что выиграют не все. Они могут не участвовать из-за уверенности в своём невезении. А дополнительные вознаграждения привлекут и их.

Дух соревнования

Проработайте систему очков и доступный всем игровой рейтинг, чтобы пользователи знали, куда стремиться. Можно также выдавать виртуальные значки за определённые достижения. Тогда люди будут постоянно сравнивать себя с другими и активно стремиться к лидерству в таблице. А открытость этой таблицы добавит им веры в свои силы. Там каждый увидит таких же людей, как и он или она. И решит: «Я ничем не хуже их».

Ограничения

Поставьте простой фильтр на вход:

  • лайк;
  • репост;
  • отзыв;
  • покупка;
  • подписка;
  • или что-то ещё.

Также стоит определить ограничения по времени. С дедлайном люди работают лучше.

Упрощение

Участие должно быть бесплатным (хотя бы сначала). И не ставьте сразу множество условий для тех, кто хочет присоединиться к вашей игре. Чем проще правила, тем лучше. Чем сложнее, тем бо́льшую аудиторию вы отпугнёте. Если же совсем упростить не получается сделайте постепенное усложнение, дозированное.

Репосты

Не забудьте добавить кнопку «Поделиться результатом». Она станет тем магнитом, на который ваши участники будут приманивать новых. Вам нужна виральность, так что позаботьтесь о том, чтобы кнопка использовалась постоянно.

Штрафы

Тоже, как ни странно, мотивация. Когда есть штрафы за нарушение условий, больше людей играют по вашим правилам. А значит, и идут по нужному вам пути.

Общение

Организуйте группы или чаты. Выстроите сообщество, в котором пользователи смогут общаться. Пусть они обсуждают ваш конкурс, розыгрыш, игру, всё, во что вы их вовлечёте. Неформальное общение добавит эмоций в их опыт.

Запомните, геймификация – это не только о раздаче призов, но и об отношении бренда к лояльным пользователям.

Удержание и возвращение

В играх часто используют бонусы за ежедневные визиты. Это эффективный метод, который можно перенять. Напоминать о прелестях вашей игры и призывать вернуться тем, кто почему-то перестал участвовать, можно через настройку email-рассылки или сообщений в соцсетях, мессенджерах.

Анализ

Собственно, ключевой элемент. Вносите что-то новое, проверяйте гипотезы, постоянно анализируйте результаты ваших экспериментов, меняйте всё так, чтобы точно понравилось пользователям.

Добавить игровые элементы можно на разных этапах воронки продаж: описании, выборе товара, покупке, например.

Примеры геймификации

Самый старый и традиционный вариант геймификации – программы лояльности с баллами, которые начисляются за покупки. Это классика. Но ограничиваться этим вариантом глупо. Что ещё есть?

Тесты

Это весело: кликать на варианты ответа, чтобы проверить, насколько ты умный.

Также в тестах можно, например, давать предварительную стоимость продукта.

Квесты

Утрированно «Пойди туда, найди что делать дальше». Их можно запускать и в сети, и в офлайне.

Задачки

Задавайте весёлые и несложные вопросы.

Конкурсы

Рандомные розыгрыши, конкурсы активностей – всё это заметно увеличивает вовлечённость.

-6

Проверка наблюдательности

Скройте ответы или подсказки в своих постах. Тогда даже старые публикации получат новые просмотры.

Награды для фото

Геймификация в Инстаграм – это большей частью маски и фотофильтры. Они становятся призом в других активностях.

Аукцион

Тоже популярная активность, но нужно помнить, что заранее чётко пропишите дедлайн, чтобы пользователи хотели успеть поучаствовать в нем.

Стикеры

Их популярность зашкаливает не только в мессенджерах, так что можете разыгрывать стикеры в любой соцсети, где они есть.

-7

Чат-бот

Если грамотно настроить чат-бота, он станет вашим ценнейшим помощником. Функционал у них широк, но различается на разных площадках.

Чат-бот в соцсетях может подхватить потенциального клиента сразу после подписки на вашу страницу и самостоятельно привести его к покупке. Он же поможет с тестами, поддержкой и станет частью автоворонки.

Мы подробно писали о чат-ботах во Вконтакте в нашей другой статье и Telegram.

Что нужно для эффективной геймификации?

Сформируйте вокруг своего бренда сообщество в сети. Помните о трендах и интересах аудитории, когда выбираете формат. Не усложняйте. Делайте красиво. Награда за репосты должна быть достойной, репосты вам нужны. Игра должна быть достаточно интересной, чтобы ей хотелось поделиться. Используйте ньюсджекинг – оперативно реагируйте на новости и связывайте публикации с праздниками.

P.S. Бонус: 10 полезных сервисов

  • Activeusers – через него можно запускать голосования, разрабатывать игры, создавать картинки, динамические обложки. Здесь же можно раздавать ограниченный доступ для победителей или тех, кто заплатит за материалы, и делать промокоды. Есть интеграция с Senler, Яндекс.Кассой, Google Таблицами, GetCourse и Битриксом.
  • LetsCover.me – генератор динамических обложек и приложение «Самые активные». Через него можно добавить в свою группу ВК чат-бота, игры, открытый рейтинг с настройкой начисления баллов. 
  • Boss.Direct – настройка чат-бота для Instagram. Помогает с автоворонкой.
  • ManyChat – такой же инструмент, но для Facebook.
  • Bothelp – сервис для продаж через рассылки и ботов в Facebook. Можно настроить на сообщение после лайка нужного поста или клика на объявление. Кроме стандартных, есть функция выдачи купонов на скидки.
  • Sub.by – масштабный конструктор инстаграм-игр. Здесь можно детально проработать начисление баллов: на каких постах, сколько слов может быть в комментарии, сколько единиц от одного подписчика и т.д. Можно даже добавлять или забирать очки вручную.
  • Pointagram – отдельная платформа для соревнований, куда можно добавлять тесты, задания и трофеи за их выполнение.
  • Sailplay – автоматизирует продвижение. Можно разработать программу лояльности, сегментировать аудиторию, создать рассылку для определённых действий и подобные вещи.
  • Learnis – сервис для образовательных игр: веб-квестов, викторин и других.
  • Evolution+ – здесь можно создать игры с постепенным погружением в сюжет. В них могут быть миссии, достижения, своя соцсеть. Кроме того, Evolution+ встраивается в другие сайты и может собирать огромное количество полезной для вас информации, вплоть до личных предпочтений и истории покупок.