Цыгане находятся бок о бок с нами. Но вряд ли многие из вас, уважаемые читатели, бывали в гостях хотя бы у одного «ромалэ». Мне было интересно посмотреть, как поживают представители этой загадочной и колоритной национальности. И вот я напросилась в гости к самому цыганскому барону. Что удалось увидеть и узнать, я написала в своих двух предыдущих публикациях. Сегодня, как обещала, я напишу о детстве Михаила в таборе.
Михаил набожный цыган. Поэтому он в первую очередь вспоминает, как будучи совсем ещё маленьким мальчиком при добром наставлении своего героического деда, участника революции, двух войн - Финской, Великой Отечественной, - Ильи Антоновича, сидя на берегу реки или у полыхающего костра, заучивал наизусть молитвы:
- Дед мне рассказывал, что в самые страшные мгновения, когда казалось, что жизнь вот-вот уже на волоске, он всегда мысленно просил помощи у высших сил. Страх отступал и приходило осознание, что все в руках Всевышнего. Ещё дед иногда говорил о войне с фашистами.
Он учил, как важно ценить мирную жизнь. Очень многие цыгане, оседлые и кочевые встали тогда на борьбу с врагом. Цыгане - люди мирные, к военному искусству не тяготеют, но они понимали, что если Родину захватят немцы, то всех их ожидает страшное будущее.
- Действительно, перспектива была устрашающей. Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие. Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую.
После Великой Победы Илья Антонович вернулся в табор. Там же прошли и первые годы жизни цыганского барона. Это время помнятся ему хотя и смутно (уж больно мал был Михаил), но непременно с ностальгией.
Раскинуты в поле палатки, невдалеке пасутся верные друзья цыган - красавцы кони, ласкает лицо, забирается в смоляные кудри вольнолюбивый ветер, такой же свободный и независимый, как и кочующий по Украине, а позже по Тамбовщине цыганский табор. Полыхает костёр, на небе зажглись первые звёзды, в воздухе разлились протяжные песни. А в них поётся о любви, природе, реках, полях, свободе, конях, то есть о всем том, что с рождения окружало маленького Мишу и составляло его жизнь, а также жизнь его дедов, родителей, шести сестрёнок и братишек.
Кочевать с табором из города в город, из поселка в посёлок было привычным состоянием цыган. Чем зарабатывал этот самобытный народ себе на жизнь? Прежде всего изготовлением сельскохозяйственных орудий: лопат, грабель, тяпок.
- Лучшего кузнеца, чем цыгана, в России было не сыскать, - гордо утверждает Михаил Самсонович, - недаром все шли к цыганам: кому лошадку подковать, кому инструмент какой сделать понадобилось. - А чем занимались женщины?
- Я врать не буду. Бывало, что и попрошайничали. А ещё ходили по городу, гадали. Ведь не секрет, что наш народ награжден особым провидческим даром.
Интересуюсь:
- А в вашей семье есть свои оракулы?
- Да нет! Мы люди верующие и увлечение магией не одобряем. Я всем и всегда говорю: не надо искушать судьбу: не ворожите, не колдуйте и не гадайте! Всё это ОЧЕНЬ ПЛОХО!!!
К беседе подключается супруга Михаила Тамара.
- Я не устану повторять: все люди разные и в нашей нации есть всякие. Цыган цыгану - рознь! Вот женщины из нашего табора работали в колхозах. С наступлением холодов переставали кочевать. Наш народ останавливался в какой-нибудь деревне, снимал в ней пустующие дома. Цыганки в это время трудились скотницами, доярками, а мужчины продолжали кузнецкий промысел.
В 56-м цыганский табор, где рос Миша, распался. Николаенко осели в селе Большая Старинка Никифоровского района Тамбовской области, а позже многие из них переехали в Мичуринск. Занялись бизнесом. Предпринимательская жилка у них, что называется в крови. Бизнесмены имеют широкий круг знакомств как среди представителей своей национальности, так и среди русских. Но никогда, в работе или в отдыхе, не забывают свои корни, традиции, обычаи, законы, которые безукоризненно соблюдает каждый цыган.
Спасибо, что дочитали до конца! Если понравилась эта публикация, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!