Найти тему
Миллионер.ру

Как спасти российский кинемотограф и как от него спастись

 "Золотой орел"
"Золотой орел"

Сходил на «Золотого орла». Для тех, кто не в курсе — это такая кинопремия, Оскар для бедных, бессмысленная раздача дешевых статуэток. Но даже такой утешительный приз приятно получить, если ты работаешь в кино. Должно же быть всё как у людей — снял хороший фильм, получил награду. Должно же быть у нас хотя бы подобие киноиндустрии.

Мероприятие проходило на Мосфильме. Господи, более унылого места найти нельзя. Ощущение, что мы находились где-то на хлебозаводе в Нижневартовске — темно, стены обшарпаны, чем-то пахнет. Ну, хоть красный ковёр  постелили — и на том спасибо. Все прошлые годы дорожки не было, фотографы встречали актеров, режиссеров и прочих прямо у входа, прямо с мороза, в грязных сапожищах и румянцем на впалых щеках. ДК «Красный заусенец», честное слово.

Начали прибывать звезды. Какой колхоз, мама миа. У меня на выпускном в 2007 году девочки лучше были одеты. Мария Кожевникова в платье а-ля я торт, вся в розовых бантах и буфах, была неотразима. Она вообще умеет одеться так, что кровавые слезы на глаза наворачиваются, найдите в гугле «Кожевникова платье с мехом», а лучше не ищите, поберегите психику. Ощущение, что актрису под страхом смерти заставляют выходить на красные дорожки в самых убогих нарядах на этой Земле. Мария, если вас держат в заложниках, моргните три раза.

Елена Захарова пришла на «Золотого орла» в синем платье, с ног до головы в блестках, аки рыба в чешуе. Екатерина Шпица нарядилась в нечто отвратительно-коричневое, с ужасными воланами. Асмус надела шелковое платье в облипку, не подумав о том, что шелк подчеркивает все недостатки фигуры. Даже Вика Мирошниченко, девочка со вкусом, и та промахнулась. Что заставило её надеть костюм в стиле Валентины Матвиенко и выглядеть в нём на 60 — неизвестно. Стыдно было смотреть и на новую девушку поэта Саши Петрова Стасю Милославскую. Выглядела она как манекен с Черкизовского рынка.

Лучше других, даже можно сказать «прилично», выглядели Светлана Ходченоква (хотя и вся в золотом была), Алена Чехова (не знаю, кто такая, но платье зачетное) и прекрасная Анна Михалкова.

Мужики были одеты как обычно: кто во фрак, кто чуть ли не в домашние треники.  В общем: плохо, бедно, безвкусно.

Ладно, прошлись по красной дорожке, расцеловались, скрывая отвращение, пошли в зал за наградами. Со сцены много говорили о кино, мне слова не давали, но я всё равно скажу:

«Дамы и господа! Российское кино надо спасать! Вот недавно я посмотрел фильм Надежды Михалковой, дочери барина Никиты Сергеича. Фильм снят при поддержке министерства культуры, называется «Проигранное место» и значится на кинопоиске триллером. По идее, от триллера должно становиться не по себе. Но не то что бы мне было не по себе, такого лютейшего кошмара я не видел в жизни. По сюжету фильма подростков убивает КРЕСЛО В КИНОТЕАТРЕ. Потом, правда, оказывается, что убийца всё-таки человек, мать которого когда-то давно посидела на этом кресле, после чего её сбила машина. Всех в итоге спасает Анна Михалкова, которую гримеры превратили в снежного человека, выбелив ей волосы, ресницы и брови. Вот такой сюжет. Ни секунды, ни мгновения правды в этом фильме нет. Больное воображение сценариста нарисовало мир совершенно оторванный от реальности, люди в этом мире живут сумасшедшие, они говорят странными фразами, носят странную одежду и почему-то притворяются современными подростками.

Одна из главных бед российского кинематографа — неточность. Начиная с драматургии, заканчивая световыми решениями — всё отталкивается не от правды жизни, не от художественной правды, а от странного представления создателей фильма о том, что понравится зрителям. Почему-то зрителей считают идиотами, которым надо разжевывать сюжет, указывать хороших и плохих персонажей, доносить мораль и подчеркивать выводы красной пастой, и при этом ни одной остроумной шутки, ни одной приличной актерской работы, потому что играть нормально в этом ни один здоровый актер не сможет.

Нырнул и в страшную бездну русского артхауса, посмотрел фильм Гай Германики «Мысленной волк». Хочется материться, но лучше перекреститься. Это даже хуже кресла-убийцы. Весь фильм Юлия Высоцкая с чудовищными накладными ресницами играет бабу-развратницу, Лиза Климова играет её экзальтированную дочь. Обе боятся какого-то мифического волка. В конце героиня Климовой десять минут едет в электричке. Логики в поведении героинь нет совершенно никакой, не знаю, что там писал Юрий Арабов в сценарии, но на выходе получилось невнятное странное действо с претензией. Когда у Германики спросили, почему героиня так долго едет в электричке под пафосную музыку, режиссер ответила, что таким образом увеличила хронометраж, чтоб фильм коротким метром не показался. На все остальные вопросы режиссер отвечала: «вам надо меньше пить». Вот еще одна проблема российского кино: если не откровенная глупость, то такая немыслимая заумь, что никто в итоге и не поймет, что это было. Так тонко, так глубоко, что и нет ничего.

Иногда хотя бы есть красивая картинка и отдельные актерские прорывы. Балаговскую «Дылду» стоит смотреть только ради операторской работы и Вики Мирошниченко, которая играет просто прекрасно. Но этого мало. Никаких впечатлений от этого фильма не осталось, пустая пустота, картинка ради картинки.

Вообще российских актеров, которые убедительны в кино, можно сосчитать по пальцам.   Тех, кто убедителен, используют до конца, выживают из них всё возможное, доводят зрителей до припадков одними и теми же лицами. Это тоже огромная проблема: продюсеры отказываются от новых лиц в пользу уже проверенных, тех, на кого гарантированно будут смотреть. В итоге актеры выдыхаются, карьеры резко заканчиваются, а у большинства и вовсе не начинаются. Саша Петров грандиозный актер, но он со своей грандиозностью уже в печенках застрял.

Боже, взываю к тебе! Сделай так, чтоб в России научились снимать кино умное, но легкое, интересное, но не тупое, смешное, но только не Жора Крыжовников! Сделай так, чтоб кино снималось для зрителей, при этом не унижая зрителей! Сделай так, чтоб сценарии были хорошо написаны, чтоб текст хотя бы можно было органично произнести! Сделай так, чтоб у режиссеров появилось время на работу с актерами! Чтоб можно было курить и материться на экране, в конце концов, без этого никуда! Тогда, может быть, кино из жвачки снова станет искусством! ЗАКЛИНАЮ!»

Вот такую речь я бы произнес, позови меня кто на сцену! Но никто не позвал. Кучу «Золотых орлов» получил фильм «Текст», прекрасный, кстати, фильм. Там очень много хорошего, настоящая драматургия и блестящий Петров. Я сидел, раздувшийся от злости, но полный надежды, одетый в смокинг, мечтающий о банкете.

SECRET RANGER