Найти тему
ПермячOk

140 лет назад и сейчас

Оглавление

Уральская железная дорога была официально открыта в 1878 году. Недавно ей исполнилось 140 лет. Местные власти хотят закрыть участок дороги от Перми 1 до Перми 2.

Заменить скоростным трамваем. Когда и произойдет ли это, пока неизвестно. Обратимся к историческим сведениям, узнаем когда появилась железная дорога, какое значение сыграло в истории города.

Сибирский тракт, водные пути имели огромную роль в Перми, губернии. Предприятия, которые находились далеко от водных артерий, сплавляли по рекам с большой вероятностью не доставить грузы.

До водных артерий продукцию доставляли на лошадях. Затраты на перевозки были значительными. В 1861 было отменено крепостное право. Подняли вопрос о появлении железной дороги.

Идея была поддержана на уровне губернатора. Обсуждались разные варианты, в том числе смешанные с водными путями. К 1873 определились с главным направлением.

Через Левшино по направлению к Екатеринбургу. Расстояние между двумя станциями должно были быть не более 18 вёрст. В 1874 император утвердил устав общества.

В 1877 запустили первый состав от города. Позднее до Чусовой. Возведение железнодорожных путей проходило по непростому рельефу, за короткий промежуток времени.

С 1878 дорога не являлась государственной. Задолженность в размере несколько миллионов вынудило инвесторов продать железную дорогу казне. В 1888 соединили бассейны рек Кама, Обь.

Открылась новая ветка от города Екатеринбург до Тюмени. Не обходилось без аварий с поездами, несчастных случаев, невежливых служащих, пьянства, безбилетного проезда.

В 1909 главная жд станция от пароходных камских пристаней была перенесена в район нынешней жд станции Пермь 2. Пермская железная дорога стала частью транссибирской магистрали.

Уральская горнозаводская железная дорога отошла на второй план. История была предопределена состоянием промышленного производства, а не появлением другой железнодорожной ветки.

Пермь в 18 веке стала перекрёстком транспортных путей на всем Урале, благодаря Сибирскому сухопутному тракту, Каме. Приезжающие пересаживались с речного транспорта на поезд и обратно.

Здание жд вокзала в городе открыли в 1878. В этом же году рядом появились железнодорожные мастерские. Крупнейшее предприятие в городе. Через 4 версты от города находилась жд станция под названием Мотовилиха.

Здание вокзала в Мотовилихе, 1879. Источник: pastvu.com
Здание вокзала в Мотовилихе, 1879. Источник: pastvu.com

Мотовилиха

Появилась благодаря медеплавильному заводу, который располагался в районе современного Райского сада.

Позднее преобразовали в заводы по производству пушек, цеха которых были возле Камы. Железная дорога разделяла поселок, завод. На который доставлялось сырьё, вывоз продукции.

Станция Лёвшино, 1879. Источник: pastvu.com
Станция Лёвшино, 1879. Источник: pastvu.com

Лёвшино

Перекрёсток путей, играл не последнюю роль. Деревенька Лёвшина при появлении железной дороге превратилась в крупную пристань. Много местных жителей трудилось здесь грузчиками.

С появлением ветки до Кунгура, Екатеринбурга перестала быть крупным транзитным пунктом. После деревни железная дорога проходила по берегам реки Сылва.

Река Быковка, напротив станции Сылва. Источник: pastvu.com
Река Быковка, напротив станции Сылва. Источник: pastvu.com

Ляды

Здесь отгружали колчедан, глину. О деревне Лядова упоминается ещё с 1647. Владельцами земель были Строгановы, затем Лазаревы.

Село стало стремительно развиваться. Здесь были дачи пермяков. При строительстве КамГЭС станцию перенесли на 6 км. Появился населённый пункт Новые Ляды.

Станция Комарихинская, 1980. Источник: pastvu.com
Станция Комарихинская, 1980. Источник: pastvu.com

Комарихинская

Вокруг располагался глухой лес, болотистая местность. При станции стал развиваться посёлок, лесная отрасль. Позднее был построен кирпичный завод, снабжавший своей продукцией другие предприятия.

ЖД Станция Чусовская, 1870-е. Источник: pastvu.com
ЖД Станция Чусовская, 1870-е. Источник: pastvu.com

Чусовская

Появилась при селе Камасино, здесь же было первое депо. В местности открыли современный металлургический завод. Поселок при заводе стремительно разрастался, появились учебные, церковные заведения.

Жд станция Бисер, 1878. Гора Благодать.1912 г. Источник: pastvu.com
Жд станция Бисер, 1878. Гора Благодать.1912 г. Источник: pastvu.com

Бисер

На речке Бисер был основан завод. По берегам рек Койвы, Кырмы были заводские рудники. Позднее завод модернизировали в чугунный.

В 19 веке на местности находили золото, платину. Именно здесь в начале 19-го века мальчиком, Павлом Поповым, был обнаружен первый в нашей стране алмаз.

Источник: ekburg.tv
Источник: ekburg.tv

Хребет Уральский

Пассажиров на уральской железной дороге всегда удивляла разнообразная рельефная местность. Станция Уральская расположена в горной части.

Находилась между станциями Европейская, Азиатская. На 6-й версте стояли два столба - условная граница между двумя частями материка. В тёмное время суток освещалась.

Гора Благодать.1912 г. Источник: pastvu.com
Гора Благодать.1912 г. Источник: pastvu.com

Гороблагодатская (Кушва)

Названа в честь горы Благодать. Здесь добывали магнитный железняк. После станции следовали заводы, чугунолитейные, Демидовские. Дорога пересекала долины, устья ручьев, речек.

Участок Чусовская – Нижний Тагил. 1878 г. Источник: pastvu.com
Участок Чусовская – Нижний Тагил. 1878 г. Источник: pastvu.com

Нижний Тагил

Здесь располагался знаменитый завод наследников Демидова П.П. По мнениям очевидцев вокзал был убогим, жёлтого цвета. Вызывал неприятные ощущения.

Невьянск

Первая станция Екатеринбургского уезда. Здесь находился крупный завод, впоследствии закрывшийся. В городе проживали старообрядцы, изготавливали сундуки.

Верх-Нейвинск

Станция находилась при заводском поселке. В 1813 в прилегающей местности обнаружили золото, открыли прииск, железоделательный завод.

Железнодорожный вокзал Екатеринбурга. Конец 1870-х гг. Источник: pastvu.com
Железнодорожный вокзал Екатеринбурга. Конец 1870-х гг. Источник: pastvu.com

Екатеринбург

Конечный пункт Уральской Горнозаводской дороги. Здание жд вокзала появилось в конце 1870-х. Проект был такой же, как и у Пермской станции. В 20-м веке возвели современное строение.

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, поставьте "большой палец вверх", оставьте комментарий, поделитесь публикацией с друзьями, подпишитесь на канал.
Интересные материалы:
Сибирский тракт;
Райский сад.