Когда ребенок получает отличные отметки, родители испытывают чувство гордости и счастья. Но что на самом деле может стоять за отличной успеваемостью? Это не всегда «бескорыстное» стремление к знаниям и уникальная одаренность. В некоторых случаях справедливо сказать, что ребенок «болен» перфекционизмом. И этому есть свои психологические причины со знаком «минус».
- «Я заслужу любовь!» Ребенок пытается заслужить любовь через хорошие оценки: чем лучше ты учишься, тем больше тебя будут любить. Не исключено, что он просто не знаком с безусловной родительской любовью.
- «Я должен быть лучшим во всем». Возможно, родители не научили малыша проигрывать, поэтому школьнику кажется, что «быть победителем» – это единственный верный способ выживания.
- «Я не имею права разочаровывать родителей». Ведь мама так горда! А папа уже успел рассказать всем родственникам, что в семье растет «будущий медалист».
Как должны себя вести родители отличника
Проблема «синдрома отличника» кроется в неуверенности ребенка, поэтому решать ее нужно с этой стороны. Речь идет о заниженной самооценке, которую ребенок маскирует с помощью «пятерок».
- Если ребенок уделяет внимание только отметкам, то родителям стоит переключить его внимание и хвалить не за пятерки, а за трудолюбие и прилежание.
- Не спрашивайте у школьника «Что ты сегодня получил?», лучше поинтересуйтесь, чем он занимался в школе, что ему понравилось или, наоборот, не понравилось. Задача родителя – не акцентировать внимание на результате – оценке, а присмотреться к личности ребенка и заставить интересоваться вещами помимо учебы.
- Не упустите важный момент: «нащупайте» грань между учебой ради знаний и учебой ради отметок. Помимо оценок у ребенка должны быть и другие удовольствия и радости. Поэтому нужно научить его отдыхать и поощрять его увлечения, не связанные с зарабатыванием баллов.