Найти в Дзене
МАМАУЧ

Эх, дубинушка, ухнем: виды детской работы

В лекции о трудовом воспитании А.С. Макаренко дает подсказку родителям, чем занять ребенка.

Список дел
Список дел

Меня в этом списке поразил пункт о цветах. Насколько это просто и прекрасно: дом обычного советского человека, постоянно украшенный цветами.

Сейчас можно найти готовый список дел для любого возраста, адаптировать его для своей семьи.

Первый попавшийся для примера.

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

· все вышеперечисленное;

· загружать посуду в посудомоечную машину;

· разбирать купленные продукты;

· помогать готовить ужин;

· готовить свою одежду для стирки;

· чистить овощи;

· делать тосты;

· гулять с собакой.

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Можно сесть вместе с ребенком и нарисовать дела, которые ему поручены. Повесить рисунок на доску или холодильник и добавлять смайлики там, где дело выполнено хорошо, вовремя, без напоминаний. Особенно хвалят эту систему мамы деток с СДВГ.

И снова Макаренко предостерегает от ошибок.

1. Нельзя перегружать детей работой.

2. Нельзя, чтобы они вовсе ничего не делали, если, например, в семье есть домработница.

Вспомним дворянские, даже царские семьи. Царевны умели вышивать, готовить, помогали в госпиталях. Царевичи тем более вникали в дела управления государством, умели ухаживать за своей лошадью, оружием.

3. Нельзя отодвигать на второй план школьное домашнее задание, но и ограничиваться им, забывая о помощи по хозяйству нельзя.

Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители, старшие братья и сестры помогают друг другу.

Продолжение следует...

По книге Макаренко А.С. «Воспитание детей в семье и школе» (Чкаловское издательство, 1941 год).