В лекции о трудовом воспитании А.С. Макаренко дает подсказку родителям, чем занять ребенка.
Меня в этом списке поразил пункт о цветах. Насколько это просто и прекрасно: дом обычного советского человека, постоянно украшенный цветами.
Сейчас можно найти готовый список дел для любого возраста, адаптировать его для своей семьи.
Первый попавшийся для примера.
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8–9 лет:
· все вышеперечисленное;
· загружать посуду в посудомоечную машину;
· разбирать купленные продукты;
· помогать готовить ужин;
· готовить свою одежду для стирки;
· чистить овощи;
· делать тосты;
· гулять с собакой.
В 10–12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Можно сесть вместе с ребенком и нарисовать дела, которые ему поручены. Повесить рисунок на доску или холодильник и добавлять смайлики там, где дело выполнено хорошо, вовремя, без напоминаний. Особенно хвалят эту систему мамы деток с СДВГ.
И снова Макаренко предостерегает от ошибок.
1. Нельзя перегружать детей работой.
2. Нельзя, чтобы они вовсе ничего не делали, если, например, в семье есть домработница.
Вспомним дворянские, даже царские семьи. Царевны умели вышивать, готовить, помогали в госпиталях. Царевичи тем более вникали в дела управления государством, умели ухаживать за своей лошадью, оружием.
3. Нельзя отодвигать на второй план школьное домашнее задание, но и ограничиваться им, забывая о помощи по хозяйству нельзя.
Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители, старшие братья и сестры помогают друг другу.
Продолжение следует...
По книге Макаренко А.С. «Воспитание детей в семье и школе» (Чкаловское издательство, 1941 год).