Найти в Дзене
МАМАУЧ

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье

Трудовое воспитание в семье глазами великого советского педагога А.С. Макаренко

«Труд – основа человеческой жизни. Это не предмет эксплуатации, а дело чести, славы, доблести и геройства» [27].

Хотелось бы, чтобы была так, правда? И очень примечательно для нашего времени, когда элементарное дежурство по школе вызывает недовольство. А выполнение домашних обязанностей – вопли об эксплуатации и украденном детстве.

Макаренко говорит, что в воспитании труд должен быть одним из основных элементов. Чем он это аргументирует?

1. «...трудовая подготовка – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».

2. Привычка к труду делает работу легче и вносит творческий элемент.

3. В труде воспитывается правильное отношение к другим людям, трудовое товарищество.

4. Происходит духовное развитие.

5. Труд помогает в личной жизни. Люди, которые многое умеют, живут веселее и счастливее чем те, кто постоянно вынужден просить о помощи.

6. Если ребенок получил в семье правильное трудовое воспитание, он будет более успешен в подготовке по специальности.

Макаренко предостерегает родителей от однобокого воспитания. Нужно приучать ребенка, как к физическому, так и к умственному труду. Ведь со временем умственный труд вытесняет физический. Важно научить ребенка решать организационные задачи.

Семья в поле
Семья в поле

Методика трудового воспитания

1. Постановка долгосрочной задачи.

2. Предоставление свободы выбора средств ее осуществления.

Не правильно: «Возьми веник т подмети здесь».

Правильно: «Тебе следует поддерживать чистоту в этой комнате на протяжении месяца».

Не правильно: «Пойди в магазин и купи мыло».

Правильно: «Всегда следи за тем, чтобы в семье было мыло».

3. Если у ребенка возникли трудности в исполнении того или иного задания, ему нужно показать и подсказать.

В идеале нужно достичь уровня, когда ребенок уже не нуждается в постановке задачи, а сам видит, какая помощь нужна.

4. Необходимо приучать не только к интересной, но и к неприятной работе своим примером.

5. Если у ребенка нет интереса к труду, можно использовать просьбу. Она создаёт у ребенка впечатление, что он сам добровольно готов выполнить ту или иную задачу.

6. Постоянно чередовать просьбу и поручение.

7. Если воспитание запущено, придется использовать и принуждение. Ни в коем случае нельзя принуждать физически.

Когда начинать?

Начинать следует в игре в самом раннем возрасте. Труд в это время заключается в уборке игрушек, их сохранности и ремонте при необходимости. Постепенно задачи усложняются и отделяются от игры.

Продолжение следует...

По книге Макаренко А.С. «Воспитание детей в семье и школе» (Чкаловское издательство, 1941 год).