Трудовое воспитание в семье глазами великого советского педагога А.С. Макаренко
«Труд – основа человеческой жизни. Это не предмет эксплуатации, а дело чести, славы, доблести и геройства» [27].
Хотелось бы, чтобы была так, правда? И очень примечательно для нашего времени, когда элементарное дежурство по школе вызывает недовольство. А выполнение домашних обязанностей – вопли об эксплуатации и украденном детстве.
Макаренко говорит, что в воспитании труд должен быть одним из основных элементов. Чем он это аргументирует?
1. «...трудовая подготовка – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».
2. Привычка к труду делает работу легче и вносит творческий элемент.
3. В труде воспитывается правильное отношение к другим людям, трудовое товарищество.
4. Происходит духовное развитие.
5. Труд помогает в личной жизни. Люди, которые многое умеют, живут веселее и счастливее чем те, кто постоянно вынужден просить о помощи.
6. Если ребенок получил в семье правильное трудовое воспитание, он будет более успешен в подготовке по специальности.
Макаренко предостерегает родителей от однобокого воспитания. Нужно приучать ребенка, как к физическому, так и к умственному труду. Ведь со временем умственный труд вытесняет физический. Важно научить ребенка решать организационные задачи.
Методика трудового воспитания
1. Постановка долгосрочной задачи.
2. Предоставление свободы выбора средств ее осуществления.
Не правильно: «Возьми веник т подмети здесь».
Правильно: «Тебе следует поддерживать чистоту в этой комнате на протяжении месяца».
Не правильно: «Пойди в магазин и купи мыло».
Правильно: «Всегда следи за тем, чтобы в семье было мыло».
3. Если у ребенка возникли трудности в исполнении того или иного задания, ему нужно показать и подсказать.
В идеале нужно достичь уровня, когда ребенок уже не нуждается в постановке задачи, а сам видит, какая помощь нужна.
4. Необходимо приучать не только к интересной, но и к неприятной работе своим примером.
5. Если у ребенка нет интереса к труду, можно использовать просьбу. Она создаёт у ребенка впечатление, что он сам добровольно готов выполнить ту или иную задачу.
6. Постоянно чередовать просьбу и поручение.
7. Если воспитание запущено, придется использовать и принуждение. Ни в коем случае нельзя принуждать физически.
Когда начинать?
Начинать следует в игре в самом раннем возрасте. Труд в это время заключается в уборке игрушек, их сохранности и ремонте при необходимости. Постепенно задачи усложняются и отделяются от игры.
Продолжение следует...
По книге Макаренко А.С. «Воспитание детей в семье и школе» (Чкаловское издательство, 1941 год).