Найти тему

«Родительская программа» — бывает очень опасна

На ребенка с рождения влияют «родительские программы».

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА – это совокупность установок, перенимаемая ребенком от родителей. Эти установки закладываются в подсознание ребенка до шести-семи лет и предопределяют потом всю его оставшуюся жизнь. Формируют эти послания вполне конкретные слова, мысли и действия родителей, их образ жизни и мышления.

Открытый урок в детском центре «Семья Любознайки» г.Самара
Открытый урок в детском центре «Семья Любознайки» г.Самара

Вместе с масштабными программами перенимаются и более мелкие установки. По сути, ребенок видит мир родительскими глазами. И продолжает видеть, когда вырастает.

Плохо, когда родители забывают о силе своего влияния.

Например, всего опасающиеся родители закладывают в детей чувство тревоги, возможно, даже трусость. «Не трогай собаку: укусит!», «Не залезай высоко: упадешь!» Это убеждает ребенка в том, что мир - очень страшное место. Любой предмет здесь может причинить вред. Эта программа заставляет и взрослых настороженно относиться к окружающей действительности.

Или: «Ничего не выйдет» – уверены родители ребенка. Причем эта уверенность сопровождает все его начинания. Стоит потерпеть фиаско, и дитя оказывается придавленным тяжелым как бетонная плита «Мы же говорили». С таким жизненным опытом повзрослевший ребенок будет избегать инициативы, чтобы снова не потерпеть неудачу.

Воспитать у ребенка уверенность в себе только с помощью чтения книг про подвиги героев или богатырей не получиться. Срабатывает родительская программа мышления и поведения родителей. Как только мы начнем одобрять ребенка и показывать ему правильный путь в решении проблемы, мы меняем его и свою программу на положительную.

У меня на занятии была мама с 2-летним ребенком. Мальчик очень умненький, но закрытый и все делает с оглядкой на маму. Мама - кандидат наук, преподаватель в вузе, всегда старается все выполнить, очень переживает за ребенка, если у него что-то не получается.

Мальчик занимается по программе «Любознайки» несколько месяцев. Занятия очень нравятся, с удовольствием бежит заниматься! Уже многое получается.

Дети обычно готовят все разделы урока дома с родителями, а в классе раз в неделю тренируются работать в группе с преподавателем. И вдруг мы начинаем смотреть раздел, который дома он не смотрел, а значит это незнакомый ему материал. Мальчик вдруг начал капризничать, пошел к двери со словами что больше он не хочет заниматься. С ним такого не было никогда! На уговоры мамы реагировал еще большим криком.

И тут я понимаю : «Так это он нам демонстрирует синдром отличника! От кого это он перенял?»
Мама растерялась: «Да, у меня синдром отличницы всю жизнь, а сын тут при чем?»

Я продолжаю урок и ставлю презентацию, знакомую ему. Мальчик снова включается в урок и отвечает на все вопросы! Радостно подпрыгивает от удовольствия, что все у него получается наилучшим образом! Опасность миновала! Все незнакомое, такое страшное и неизвестное убрали. И что же?

Синдром отличника – одна из родительских программ, которая не позволяет человеку быть гибким и раскрепощенным. У отличника все под контролем и только на «отлично», других вариантов нет. И так в выстроенной им же самим «конуре» человек живет всю жизнь, не допуская других вариантов развития событий. Ограничивает свои возможности и обстоятельства. Про таких говорят – раб обстоятельств.

Ребенок впитывает «родительскую программу». И только «каток» под названием «жизнь» будет выправлять ситуацию. Ведь жизненные процессы разнообразны и не предсказуемы. И к этому нужно готовиться.

Поэтому гибкость и открытость – это единственное лекарство для решения любых проблем. Таким образом проблемы превращаются в задачи. И у каждой задачи есть верное решение, или даже несколько решений.

Все что нам не нравится в ребенке - надо убирать у себя. Разрешать себе выйти в пространство вариантов и начать поступать не по алгоритму и шаблону, не по чужому плану. А так, чтобы и получить пользу и удовольствие от нового опыта. Тогда и ребенок буде сканировать эту манеру поведения и тоже разрешать себе ошибаться и пробовать новое .

Мирослава Панасенко — сооснователь программы «Любознайки» г. Самара.