Недавно удалось вырваться в Санкт-Петербург на два дня, в программу тура мы с супругой включили не только Эрмитаж, Мариинский, но и особняк Половцова. Билеты туда не продаются на входе, мы покупали заранее в интернете (сейчас там Дом Архитектора).
До начала еще оставалось два часа, решено было посетить Русский музей, бывший Михайловский дворец.
Времени хватило только на 2-й этаж, т.е. именно на классический Русский музей, который задумал Александр III, а указ об открытии подписывал уже Николай II в 1895 году.
По пути в гардероб забрели в зал, где демонстрируется монументальная картина Репина “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения”. На полотне художник изобразил более 80 персонажей, мы в шутку сказали друг другу сфотографировать по одному человеку, чтобы потом выяснить кто это.
Лена сфотографировала сидящего справа человека, обернувшегося на зрителя, а я стоящего слева и разглядывающего памятную медаль.
Разгадка снимков будет в конце рассказа, и она удивительна.
Через полчаса мы подошли к особняку Половцова на Б. Морской, 52. Внешне дом особо ничем непримечателен, разве только эркер над входом необычен.
Собралась группа в 25 человек, переобулись кто в сменную обувь, кто бахилы одел сверху. Экскурсовод по парадной лестнице повела наверх, где начала рассказывать про историю дома и его бывших хозяев.
В самом начале здесь была усадьба Головкина, сподвижника Петра I. На протяжении всего XVIII века в усадьбе менялись жильцы и владельцы. Кроме потомков Г. И. Головкина среди них были: граф Бутурлин – генерал-фельдмаршал, флигель-адъютант Н. Н. Походяшин и, наконец, братья Левашевы. В первой половине XIX века особняком владели князья Гагарины.
В Италии были приобретены резные дубовые панели XVI века, из которых впоследствии был создан Дубовый зал. Камин в этом зале тоже XVI века, итальянских мастеров, из трех сортов мрамора с бронзовой скульптурой – аллегорией Науки и Искусства.
Белый зал появился также при Гагариных. При более поздних его переделках была сохранена изначальная стилистика этого помещения. Все искусствоведы согласны в наименовании этого стиля – стиль Людовика XV. Зал – светлый, с двумя хрустальными люстрами на 72 свечи каждая. Все стены обильно украшены лепниной с двумя оттенками позолоты.
После смерти отца князь Сергей Сергеевич Гагарин-сын решил продать свой особняк придворному банкиру А. Л. Штиглицу.
Барон Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц (1814-1884) - крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат, благотворитель.
Единственный сын Штиглица Людивиг (1842—1843), умер младенцем, и в 1844 году они удочерили, по слухам, внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича (да-да, того самого владельца дворца, где сейчас находится Русский музей). Девочка была подброшена на даче Штиглицев в Петровском, она лежала в корзине в роскошных пелёнках, в которых была приколота записка о том, что она родилась 10 декабря 1943 года и крещена по православному обряду Надеждой, отчество её Михайловна, а на шее имелся дорогой золотой крестик с крупной жемчужиной. Произошло это событие в конце июня, поэтому ребёнку была дана фамилия Июнева. Император Николай I принял участие в судьбе своей племянницы, сказав Штиглицу, что его интересует участь подкинутого ребенка, и тем самым побудив бездетного банкира удочерить незаконнорожденную
В 1861 году она с миллионным приданым вышла замуж за будущего секретаря Государственного совета А.А. Половцова, а в 1864 году стала и владелицей дома на Б. Морской.
Посмотрим хронологию перестройки особняка и перечислим архитекторов, принимавших в этом участие.
Особняк С. С. Гагарина в стиле классицизм
1835-1836 - арх. Пель Александр Христофорович - полностью перестроен
1858 - арх. Эппингер Федор Иванович - частично перестроен
Особняк А. А. Половцова - Отделка интерьеров.
1860-е - арх. Боссе Гаральд (Юлий) Андреевич
1870-1874 - арх. Брюллов Николай Федорович
1875-1885 - арх. Петерсон Людвиг Людвигович
1880-1890-е - арх. Маршнер Людвиг Христофорович
1888-1892 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович
После смерти Александра Александровича и Надежды Михайловны журнал “Зодчий” писал в 1910 году:
“Скончался богатый барин и оставил после себя типичный барский дом второй половины XIX века, со всею его обстановкой. Обстановка эта сейчас, говоря простым языком, «вышла из моды», но еще очень недавно ею не только любовались, но и восхищались; поэтому мы сочли своим долгом отметить хотя бы несколько наиболее характерных комнат этого петербургского отеля, во вкусе предшествовавшего нам поколения. Дом этот, снаружи ничем особенным не отличающийся, принадлежал кн. Гагарину, от которого он перешел к А. А. Половцову. Новый хозяин многое переделал, но кое-что осталось не тронутым. Так, сохранилась почти без изменений парадная лестница, ее только украсили чудными гобеленами, которые также имеют свою историю. Гобелены эти были подарены Императору Александру I Наполеоном. Государь, в свою очередь, после падения Наполеона, подарил их одному из своих приближенных, из рода которого они поступили к А. А. Половцову. Нетронутым, кажется, остался и нарядный зал Louis XV, его приписывают Боссе. Донельзя характерен для своего времени будуар с фонарем на Морскую - маленький зимний сад, который всегда при жизни хозяйки был наполнен чудными цветами. Не менее типична красная гостиная, разделенная аркой на две части. Великолепна так называемая «большая библиотека», камин, один из шкапов и двери ее воспроизведены отдельно. Вся она флорентийской работы; устанавливал ее на место проф. Н. Ф. Брюллов. Немало поработал в этом доме проф. М. Е. Месмахер; им сделаны: банкетный зал, фасад внутреннего двора, портретная комната, столовая (орех и кордуанская кожа) и др. Не меньше поработал и акад. Л. X. Маршнер, любезно сообщивший нам приведенные здесь сведения. Его работы - так называемая «библиотека Oppenor’а», серая гостиная Louis XV с гобеленами, курительная и ряд других помещений. В наши дни увлечения modern’ом и empir’ом мало ценителей обстановок середины и конца прошлого века, как еще слишком к нам близких. Но пройдут года, и, вероятно, вернутся и к этому жанру, как во времена empir’а вернулись к классикам, а теперь мы возвращаемся к empir'у. Мы, конечно, не доживем до этого.”
Мы видели в Петербурге много интерьеров дворцов, но особняк Половцова действительно восхитил.
К сожалению, столовая, где размещался ресторан Дома Архитектора, сгорела в мае 2018 года, поэтому эту работу Месмахера мы уже не увидим, полностью утрачены исторические панно «кордовской кожи» и орнаментальная роспись по стенам и плафону.
Но его банкетный Бронзовый зал по-прежнему заставляет всех восторгаться.
“Ух-ты”, - так выдыхали почти все экскурсанты, когда за красивой дверью открылся вид на убранство зала. Это парадный и одновременно камерный, уютный зал в специально пристроенном двухэтажном западном объеме, с верхним светом и изумительной отделкой. Историки искусства считают его ярчайшим примером синтеза искусств эпохи эклектики.
Раньше стены украшали гобелены, подаренные Наполеоном Александру I. Сейчас же вместо них росписи на античную тематику «под гобелены», выполненные студентами Училища Штиглица, а гобелены и многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства из особняка хранятся в Эрмитаже.
Надо отметить, что Половцовы не жили в доме на Б. Морской, а использовали его для балов и приемов. Надежда Михайловна давала утонченные обеды, умело группируя за столом избранных собеседников. В обществе она имела репутацию отличной хозяйки и царицы моды. В Дубовом зале часто проходили заседания Императорского Русского исторического общества, учредителем которого был Александр Александрович.
Скончались супруги в течение года 1908-09 и похоронены в церкви-усыпальнице во имя Св. Троицы рядом со Штиглицами в Ивангороде.
Их многочисленные потомки разбрелись по всему миру.
Особняк остался, убранство почти как 140 лет назад, мебели только нет аутентичной. В наши дни Дом Архитектора - излюбленное место молодоженов. Здесь проводятся свадьбы или просто фотосессии в богатых интерьерах.
Пришло время раскрыть загадку двух человек, которых мы случайно отметили на картине Репина с заседания Государственного совета.
Это сам Александр Александрович Половцов смотрит на зрителя, а стоит Андрей Александрович Бобринский, брат мужа младшей дочери Половцовых - Надежды.
Вот, так, у нас переплелись две экскурсии в Петербурге – музей в бывшем дворце Михаила Павловича, персонажи с картины Репина и особняк Половцова, где блистала незаконнорожденная дочь Михаила Павловича.
Т-с-с, есть еще версия, что Надежда Михайловна незаконнорожденная дочь самого барона Штиглица, но это не так романтично, простой адюльтер какой-то.
Давайте верить, что Половцова – правнучка Екатерины II, а муж ее дочери Бобринский - праправнук знаменитой императрицы и графа Орлова.