Найти тему
HIS_STORY

Мода XIX века

В XIX веке Санкт-Петербург становится модной столицей. Кроме промышленного производства развивается индивидуальное, открываются модные дома и швейные мастерские. Здесь же открывается и первый обувной магазин. В 1895 году на Загородном проспекте была открыта мастерская дамских нарядов для усовершенствования воспитанниц в ремеслах. В Петербурге строго следовали за модой, и мелкопоместное дворянство старалось тянуться за столичным, но одевалось с некоторым отставанием.

-2

Большая часть купечества и городской бедноты носила по – прежнему русский костюм, который, однако, подвергся влиянию модного направления. В основном, это было заметно в костюмах купеческой молодежи. Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века. Петербург был одним из первых по производству готового платья в царской России конца XIX века.

-3

Крупных швейных предприятий было немного, в основном одежду производили работники–кустари из мелких мастерских. По большей части они выполняли казенные заказы. Шили обмундирование, снаряжение, белье для воинских частей. Многие из этих производителей были и владельцами магазинов готового платья, обуви и галантереи. Носить готовое платье считалось уделом людей, ограниченных в средствах. Богатые же отдавали предпочтение одежде на заказ.

-4

Шитье на дому считалось важным элементом женского образования. Выпускники школ кройки и шитья получали аттестаты. Эти документы давали право им работать закройщиками и открывать частные школы швейного мастерства. К началу ХХ века одна из улиц Петербурга, а именно Троицкая улица (впоследствии – улица Рубинштейна), заслужила репутацию одного из центров моды города. На придворный высший свет работали лучшие модные дома Петербурга, их было три: дом Бризак, Анны Гиндус и Ольги Бульбенковой. Купцы, чиновники, которые считались средним классом, обшивались в небольших ателье, мастерских или у портных по модным выкройкам. Многие ателье Санкт-Петербурга находились именно на Троицкой улице и в соседних переулках - Графском, Щербакове и Чернышёвом.

-5

Здесь аренда была гораздо дешевле , чем на Невском и Литейном проспектах. В справочнике «Весь Петербург» за 1912 год указано, что из 120 с лишним модных ателье Петербурга 41 заведение располагалось на Троицкой улице. Практически в каждом доме здесь имелось ателье по пошиву, а иногда и несколько. Конкуренция на Троицкой улице была очень острой, и клиент мог переходить из дома в дом вдоль всей улицы, выбирая мастера и цену. Была представлена на Троицкой улице и редакция журнала мод «Женский парижский шик». Революция 1917 года положила конец прежнему миру, и завершилась и целая эпоха в истории русской моды: большинство заказчиков эмигрировали, разорились, наступила эра массового производства одежды… В дореволюционной России носить готовое платье считалось уделом людей ограниченных в средствах, богатые предпочитали заказывать одежду. Шитье на дому было давней и почтенной традицией в российской империи и считалось важным элементом женского образования. Дореволюционная Россия могла похвастаться обилием модных домов, ателье и мастерских. Модным домом в Петербурге был Дом Бризак, являвшийся Поставщиком Двора и работавший только для императорской семьи, обслуживая великих княгинь и придворных фрейлин. По высочайшему повелению императрицы Дом Бризак мог обслуживать двух клиенток, не принадлежащих ко двору - балерин Анну Павлову и певицу Анастасию Вяльцеву. Еще одним большим петербургским модным домом 1900-х голов Дом Ольги Бульбенковой, которая также была поставщицей Императорского Двора. Её сферой деятельности являлись особые форменные платья, регламентированные Уставом Двора, утвержденным специальным императорским указом еще в 1830-е годы. Кроме крупных домов моды работало более сотни мелких модных домов и ателье, которые как выполняли индивидуальные заказы, так и выпускали серийные коллекции. А вот показов мод ни один из русских домов не проводил. В 1911 году в Петербург привозил свою коллекцию Поль Пуаре. А первый модный показ состоялся в Петербурге в 1916 году. 

Сохранился счет от марта 1881 года, который императрица Мария Федоровна оплатила Бульбенковой: "Г-жа Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы: платье белое Фан с двумя лифами (атлас 50 руб.; канаус 28 руб.; аграмант 49 руб.; кружево 21 руб.; волан 7 руб.; приклад 10 руб.; фасон 35 руб.)".

Женская мода периода революции в России на страницах французского журнала Les Élégances parisiennes: publication officielle des industries françaises de la mode, январь 1917 года 

Собрание Национальной библиотеки Франции

-6

На фотографиях представлена главная модница дореволюционной России Императрица Александра Федоровна

-7
-8

-9