1917 - фильм-открытие зимнего сезона. Сэм Мендес снял один из главных своих флагманов, основанном на рассказе своего деда (фактически, на реальных событиях). Лента уже получила 2 золотых глобуса - за лучший фильм (драму) и за лучшую режиссуру. Кроме того, на Оскаре из 10 номинаций он точно не уйдёт без статуэтки.
Рассмотрим все плюсы и минусы - честно сказать, от минусов меня просто бомбило. Будет много фото и спойлеров - если вы не смотрели фильм - не читайте.
Плюса жирных два - это операторская работа и, безусловно, драматическая сторона фильма.
Операторская работа точно должна взять Оскар, иначе никак. Лента снята в нестандартном для зрительской аудитории формате - в бесконечном кадре. То есть, с начала и до конца фильм - одна сцена. Есть, конечно, пара переходов через «чёрный» экран. Но сцены все цельные, поэтому негатива склейки не вызывают. Сэм Мендес уже снимал «длинные» кадры - в Бонде - на несколько минут. Но здесь мы проживаем весь фильм, все 2 часа. Начиная от приказа, и, заканчивая его исполнением. Аналогичный фильм, всплывающий в памяти - верёвка Хичкока (но там несколько монтажных кадров, из-за несовершенства съёмки в конце 40х годов). Цельность кадра здесь же, позволяет пройти с героями весь путь, проживая его вместе с ними. Впечатления от такой техники монтажа очень необычные. Плавное изменение ландшафтов, сцен, переходы от боевых действий к мирной жизни, течение времени - день, вечер, ночь, утро, опять день - безусловно, находка для фильма и сюжета. Мирные сцены для поддержания интереса зрителя плавно сдвигаются «напряжёнными» - падающий самолёт, бегущий немец в городе, крыса, которая задевает растяжку.
Безусловный козырь фильма - драма: война, уничтожающая людей и ломающая их судьбы; генералы, кидающие людей в мясо; солдаты, озлобленные войной; крысы, которые везде - от спален до окоп. Очень «сочные» кадры погружают вас в атмосферу боевых действий - здесь много крови, трупов, крыс, жрущих трупы. Актёрская игра Джорджа Маккэйа на высоте. Младшему капралу Скофилду хочется сопереживать. В некоторых моментах появляются слёзы на глазах (ну это конечно от Вас зависит, есть люди, которых «не прошибёшь»)
Хорошо поставлены в фильме сцены – переход из одной сцены в другую не вызывает диссонанса. Здесь в меру и экшн сцен, и диалогов, и драматичных эпизодов.
Что разочаровало?
Главное – это тупость. Тупость сценаристов и продюсеров, которые о войне вычитали «из интернета». Все боевые действия и всё что с ними связано – это просто жуть.
Главная цель главного героя – важное донесение. Генерал отправляет двух солдат с крайне важным сообщением о засаде на передовую. Двух солдат, от которых зависит жизнь 1600 бойцов. Очевиден провал всей этой идеи изначально. Не могу достоверно знать, правда ли такое решение было в жизни, либо же это уже домысел сценаристов, приукрашивающих сюжет, но со здравым смыслом это граничит мало:
«к высшему трону от адских глубин
доедет тот,
кто едет один»
Согласитесь, стоило ли геройствовать и ставить жизни 1600 человек на кон? Почему нельзя было отправить хотя бы 5-6 человек, хоть какой-то боеспособный отряд.
Одна из первых сцен – падение самолёта с немцем на главных героев – к тому моменту главных героев ещё два. Когда самолёт разбился о сарай, едва их не угробив, они бросаются на помощь немцу – ну тут уж точно хотелось вставать и выходить из зала. Ну что за верх синдрома «кота Леопольда», призывающего жить дружно, это же война – стреляй первым, иначе первым выстрелят в тебя. Здесь погибает Блэйк – персонаж Дин-Чарльза Чепмена. Немец без особых размышлений втыкает нож в живот «врагам» - ладно хоть он воюет.
Сцена на мосту – перестрелка с немцем, засевшем в башне. Вроде бы всё получилось, немец «снят» - но зачем идти проверять? Почему нельзя просто дальше, прикрываясь, уйти от стрелка – у тебя приказ, зачем геройствовать? Там младший капрал Скофилд ожидаемо подхватывает пулю и падает без сознания до позднего вечера (возможно, ночи).
Вспомним мы и бой в городе. Там вообще всё на грани абсурда. Главный герой зачем-то проводит очень много времени с мирной жительницей – а ему надо к рассвету успеть с приказом – 1600 человек может погибнуть. Там он кормит ребёнка, проникается чувствами к героине, завязываются длительные диалоги, бла бла бла, а время тикает. Согласитесь, это точно не логично.
В один момент младший капрал выходит на самую "открытую" и "светлую" площадь с полыхающим зданием и ждёт, под впечатлением от огня, когда его пристрелят… Где логика то? Поставьте себя на его место, стали бы вы так рисковать? Когда же на него выбегает немец и начинает палить… он сбегает.. опять синдром «кота Леопольда»? У тебя в руках винтовка, где логика? Зачем бежать то?
В итоге, когда капрал оказывается в помещении, где «засели» два немца, в момент, когда его обнаруживают, он зажимает немцу рот рукой! Карл, это война! Вы о чем? Какой же это дикий бред! Я хотел вскочить с кресла!
В общем, в купе с хорошей драмой, цельным кадром, неплохой постановкой фильм хорош. Но логика в нём отсутствует напрочь!
Это фильм не «про войну» - войны там нет, там некий набор бредовых действий в этом плане.
Пишите в комментариях согласны ли Вы с моим мнением, или может, я опять ошибаюсь? Я бы оценил фильма на 5 из 10, срезав 5 баллов за абсурдность доброй половины сцен.