Пилотируемая космонавтика на сегодня является одним из самых актуальных вопросов в России. Основной считается конкуренция между Роскосмосом и американскими агентством и частными компаниями, но все забыли про Китай, а очень зря, ведь в Поднебесной имеется своя вполне успешная программа.
Ещё в 2003 году КНР осуществила первый пилотируемый полёт (Shenzhou-5) на НОО, став третьей мировой космической державой, обладающей этими технологиями. Интересно, что первый свой пилотируемый полёт китайцы никак не освещали, объявив о нём только после приземления тайконавтов. Факт в том, что Китай сохраняет эти компетенции и осуществлял пилотируемые пуски вплоть до 2016-го года, тогда как американцы, как все помнят, остановились в 2011-ом. Корабль Shenzhou, разработка которого началась в 1992-ом году, внешне схож с отечественным «Союзом», так как именно он взят за основу, но имеет ряд существенных отличий. Он на 13% больше «Союза», что должно позволять размещать на борту до четырёх членов экипажа. «Должно позволять» я написал потому, что система жизнеобеспечения рассчитана только на троих.
По-настоящему серьёзным отличием является то, что бытовой отсек корабля может работать в автономном режиме, для чего он был оснащён четырьмя собственными двигательными установками и двумя солнечными панелями. В «Союзе» же единственный люк бытового отсека является, по сути, частью спускаемого аппарата, из-за чего, при их разделении, происходит разгерметизация первого. Отличия есть и в теплоизоляции, и в способе раскрытия солнечных панелей, и в установке в обтекателях, как, собственно, и в конструкциях обтекателей. Помимо прочего, отклонение спускаемого аппарата Shenzhou от места посадки меньше, чем у спускаемого аппарата «Союза-МС». Так что различий между нашим и китайским пилотируемыми кораблями больше, чем сходств, хотя, повторюсь, свой китайцы создали на основе нашего.
Последний пилотируемый полёт тайконавтов был осуществлён в 2016-м году и дело не в том, что китайцы больше не могут, а исключительно в политике. Китай ещё в 2007 году высказал желание вступить в программу МКС. Согласны были все, кроме США. Дело дошло до принятия Конгрессом в 2011 году закона, который запрещает NASA и другим американским организациям вести какую-либо научную деятельность совместно с Китаем. Основной аргумент всего один: риск технологического шпионажа и использования Китаем технологий двойного назначения в военных целях. Даже журнал Time называл этот закон откровенной глупостью. Китайцы не растерялись и начали разработку собственной орбитальной станции, которая должна быть запущена в 2022 году, за два года до официального завершения программы МКС. На данный момент уже 17 стран изъявили желание о сотрудничестве (по заявлением самих китайцев). Более того, Китай совершенно не против допуска американских астронавтов на свою станцию в обмен на снятие запрета на сотрудничество между США и КНР в космической сфере.
В общей сложности, за 17 лет существования космического корабля Shenzhou было совершено 11 пусков, 6 из которых были пилотируемыми. Да, не так уж и много, но технологии явно освоены. На данный момент известно, что китайцы активно разрабатывают новый пилотируемый корабль, информацию о котором не разглашают. Известно только, что основной его задачей будет доставка от 4 до 6 тайконавтов за пределы НОО, в том числе, на Луну. Таким образом, получается, что к 2022-ому году, помимо американцев, услуги по доставке космонавтов, как минимум на НОО, будут оказывать и китайцы на более совершенной версии «Союза», у которых, к тому же, будет собственная станция. Кажется, Роскосмосу действительно есть над чем задуматься. Подписывайтесь на канал, чтобы первыми узнавать новости из мира науки, и делитесь ссылкой на него с друзьями в социальных сетях. За футболками и худи с крутейшими принтами вот в этот магазин. Ещё у меня есть канал в Telegram и уютный чатик для дискуссий на научные темы. Не забывайте делиться ссылкой на канал с друзьями. Спасибо, что читаете.