Этот эпизод мне рассказал отец, Леонид Гольберг, с полвека тому назад. А недавно я нашёл ему документальное подтверждение в архиве МО. Так что имена и названия населённых пунктов подлинные.
Леонид был топографом в оперативном отделении штаба 397 стрелковой дивизии. В конце 1943 года дивизия в составе 1-го Украинского фронта участвовала в Житомирско-Бердичевской наступательной операции, в ходе которой к 29 декабря войска продвинулись вперёд до 100 километров, освободили Коростень. 30 декабря Москва салютовала этой победе. Противник беспорядочно отступал, потеряв связь между частями. Фронт в это время напоминал «слоёный пирог». 1 января 1944 года штаб 397 дивизии передвигался следом за ушедшими в наступательном порыве полками. Штабная группа во время передвижения в полутора километрах севернее села Лебедь обнаружила немецкую часть, окопавшуюся на опушке леса. Очевидно, напоролись на часть, оказавшуюся в окружении и потерявшую связь с командованием. Провели разведку и выяснили, что перед ними был отставший немецкий батальон, раз в пять превышавший их численностью. Численность же нашей группы не превышала взвод, хотя командовал ею полковник, и имела она в своём составе 12 офицеров. Но немец был уже не тот, что в начале войны, пуганный, к тому же абсолютно не знающий обстановки. Зам. командира дивизии полковник Зяблов решил атаковать. Вероятно, на это решение повлияло общее воодушевление: наши войска наступают, освобождают свою территорию.
Разделились на две примерно одинаковые группы, одна из которых обошла немцев лесом с тыла, а другая атаковала в лоб, через поле. Решили во время атаки устроить побольше шума. По сигналу бросились вперёд. Было очень страшно, но атакующие палили из всех видов оружия и орали «ура» во всю мочь. Если бы немцы начали стрелять… Но у них в тылу раздалась такая же пальба и такие же дикие крики «ура», и немцы стали вылезать из окопов с поднятыми руками. Пока батальон разоружали, один из немецких офицеров, поняв, что им противостоит небольшая группа, дёрнулся к оружию, но его тут же застрелили. Больше никто сопротивления не оказывал. Так пленили немецкий батальон, не потеряв ни одного человека. Немецких солдат и офицеров оказалось 140 человек. Подсчитали трофеи: 24 ручных пулемёта, два 49-мм миномёта, 160 винтовок и 16 автоматов.
Старший лейтенант Гольберг в этом бою командовал отделением, и начштаба дивизии полковник Маслов представил его к ордену «Красная Звезда», но командование ограничилось медалью «За отвагу». Свою «Красную Звезду» Леонид уже майором получил за форсирование Одера.