Найти тему
Неизвестная Московия

Садоводам полезно знать, как устроен бизнес на посадочном материале для того, чтобы избежать обмана

На рынке колоссальный объем предложений о покупке посадочного материала. Но на самом деле питомниководство – одна из самых малоосвоенных ниш в аграрном комплексе. Кроме того, эта отрасль с самой высокой в сельском хозяйстве маржой, в которой сверхдоходы прямо проистекают из невозможности потребителей проверить качественные и сортовые характеристики продаваемого товара. Обмана много, он часто неизбежен и даже продвинутые садоводы периодами «попадают».

Как и кто обманывают и что можно предпринять для того, чтобы не попасться на уловки мошенников.

-2

Питомники можно разделить на две условные категории: производителей посадочного материала и тех, кто его доращивает. Хотя это во многом условно, потому что разные питомники могут и производить посадочный материал, и приобретать те позиции, которых нет в ассортименте у других производителей. Клиент сейчас капризный, ему необходимо в одном месте купить все — от куста клубники до кедровой сосны. И все это должно быть, чтобы не терять клиентуру.

Крупных питомников-производителей очень немного, также как и центров фитогенетики, производящих юные растения, которые у них в свою очередь покупают те, кто доращивают посадочный материал.

Если в зоне доступа садовода крупный производитель саженцев, обладающий и технической и интеллектуальной базой, и при этом продающий товар в розницу — это редкая удача. Хотя розничные цены всегда в разы выше, чем оптовые. Цена вырастает в два раза уже только из-за необходимости размотать связку растений с открытой корневой системой.

Намного больше тех, кто доращивает материал под розницу. Это, как правило, трудовые коллективы опытных садоводов, которые частично производят и свои растения, а что-то докупают. Свое будет дешевле, чужое – на уровне среднерыночных цен, но это надежно. Доращиватели нередко плохо разбираются в той части ассортимента, которая не является основным профилем. Но это не проблема, достаточно широкого растениеводческого опыта, чтобы в целом иметь качественный материал и не обманывать людей.

Можно заказать и по почте посадочный материал. Но в таком случае велики риски пересортицы — вам отправят не то, что вы хотели. Есть риски получить не кондицию, так как нередко такие агрегаторы — это автоматизированные производства с неизбежной выбраковкой. Скорее всего это будет непреднамеренный обман, но у агрегаторов высокие цены.

У кого точно нельзя ничего покупать? У разъезжающих в сезон по городам и весям торговцев. У тех, кто стоит у дорог, продает на рынках. У них многое может быть не не кондиция. Сейчас опишу традиционные схемы.

Про продажу южных сортов писать не буду — это устаревшее. Производители, у которых наиболее низкие цены, работают в Воронежской, Белгородской областях и ряде других регионов. Такой производитель продает, например, саженцы малины. У него широкий ассортимент, в котором всегда есть самые дешевые позиции. Перекупщик покупает саженец по 40 рублей вместо 90, а продает по 250. Просто делит его по «сортам» на прилавке.

Это самое невинное, просто в разы повышают цены. Но перекупщик может чуть не задаром забрать в питомнике и не проданную с осени товарную массу, подготовленную скорее всего под утилизацию. Нельзя сказать, что это прямо мусор. Нет, но одно дело такую посадочную массу будет реанимировать опытный садовод, другое дело – дачник. 80% такой рассады погибнет после посадки.

Если посмотреть прайсы многих больших питомников, можно найти там позиции «II сорт”. Допустим, если однолетняя яблонька стоит 160 рублей, то низкого качества может и в два раза дешевле. А бывает так, что коммерсант — не обязательно перекупщик, просто возит по регионам списанный товар, находит ему применение по среднерозничным ценам. Ни о каком сортовом соответствии речи вообще не идет. Это просто одна смесь саженцев, из которой вам выдают тот «сорт», который вы хотите.

Еще одна категория продавцов на рынке, у которой лучше ничего не покупать — это добрые дачники.

Они честны с вами, продают то, что действительно выросло у них на участке. Но эти люди поразительно неграмотны. У них есть допустим, малина. Они ее будут называть «сортовой малиной». Потому что она расползается по участку и дает в общем много ягоды. Больше о ней они ничего не знают. Будут черенковать и продавать, на удачу. Если дешево, и у вас нет запросов на качество, можно и взять.

Если вам все же нужно приобрести посадочную массу в сезон на открытых продажах, в значительной степени избежать обмана позволит внимательное изучение продавцов. Главный риск для садовода – перекупщики, которые гонятся за выгодой в убыток качеству. Но очень много маленьких питомников, фактически личных подсобных хозяйств, выращивающих материал на посадку. Они продают свою продукцию на рынках. У них будет ограниченный ассортимент, нередко довольно устаревшие сорта ягод и фруктов. Но если вы легко находите в соцсетях «ЛПХ Вася», это уже серьезная гарантия того, что перед вами все таки растениевод, а не спекулянт или продавец списанной не кондиции.

Самый идеальный вариант, это приобретать рассаду у питомника, который где-то недалеко от вас. Хозяев которого вы либо лично знаете, либо имеете хотя бы их прямые телефоны. В центре России питомниководство устроено так, что в большинстве областей и районов, часто есть где-то какой-то питомник, который в основном обслуживает окрестности. Лучше съездить туда и купить что надо. Но правда не всегда удается. Есть районы, где вообще нет питомников.

Но районные питомниководы не любят садоводов, и есть за что. Очень много агрессивных дилетантов ( в соц. сетях тоже), десятилетиями допускающих в работе одни и те же ошибки, уничтожающих хорошую рассаду.

Питомниководы самодостаточны в жизни, имеют устойчивый бизнес, не имеют, как правило, далеко идущих амбиций. И к клиентам относятся не всегда очень хорошо, все равно от них отбоя нет.

В таких питомниках самый большой риск – пересортица. Когда спустя годы вы увидите, что купили позднюю яблоню вместо ранней. С этим бороться очень трудно, почти невозможно. Могу посоветовать только прислушиваться к советам по подбору сортов от хозяев питомника. Потому что если вы будете приобретать то, что они сами купят у производителя, надо понимать, что опт возникает только при определенных объемах поставки каждого сорта. То есть например, малины в связке 50 единиц одного сорта. Значит питомник скорее всего собирает заказы на покупку определенных сортовых позиций. А если вы закажете что-то то из собственновыращенных позиций, в прайсе при этом всегда представлен широкий выбор — клиент так любит, а питомник не доберет в количестве, то чтобы вас не терять, он все равно продаст вам что-то, но не то.

У меня так было, когда приобрел на посадку свободного кусочка земли 200 кустов малины. Питомник-непроизводитель, но дал хорошую цену. Осенью я вырастил некий иной сорт. Какой, хотя бы знать? Где произошел сбой? Кто обманул или просто ошибся? Продавец или производитель? Никак не узнать.

Итого несколько правил:

-3

1) Продавец посадочного материала должен иметь производственный ресурс. Хоть маленький участок земли, на котором можно заниматься растениеводством. Лучше если он продвигает себя, рекламирует как-то хотя бы у себя в районе, в одноклассниках.

2) Перекупщики — без земельного ресурса. Здесь высок процент риска. Не может быть и речи о качестве и сортовом соответствии.

3) С более крупными питомниками, но которые не являются производителями, или частично производят посадочный материал, нужно уметь общаться. Гарантии хорошего качества высоки, сортового соответствия — не всегда.

4) Бабушка на рынке – не всегда продавец качественной рассады. Продать могут просто мусор. Если жаль бабушку, можно и купить.

5) Крупные агрегаторы продают дорого. Автоматизация процессов дает высокие гарантии по качеству растения, и что не маловажно — по качеству почвенной смеси, в которую оно высажено. Но очень высокие риски пересортицы и технического повреждения растений.

6) Обман, мошенничество и манипуляции, прямое следствие серьезного превышения спроса над предложением. Маржа честного питомника 250-300%. Маржа шарлатанов до 1000%. Можно позволить себе почти все.

автор: Антон Кривенюк.

Оригинал статьи опубликован на сайте.