Знакомство с национальными традициями, формирование нравственных ценностей, обучение различным навыкам – всё это дают малышам народные игры. О том, как использовать их в образовательной деятельности, рассказали педагоги школы №904 на семинаре-практикуме. Более 60 воспитателей и музработников из разных округов Москвы приняли участие в обмене опытом.
Лариса Анатольевна Круглова, воспитатель корпуса “Изумрудный город”, продемонстрировала свои многочисленные разработки в народной тематике - это и волшебная юбка с кармашками для обучающего материала, и яркий фартук с героями сказок, и оживающие на руке игрушки-би-ба-бо. Педагог показала, как с их помощью можно рассказывать сказки, решать различные образовательные задачи. Подробнее с авторскими методиками и обучающими пособиями Ларисы Анатольевны Кругловой можно ознакомиться на сайте электронного музея «Дошколенок» https://doshkolenok.mosmetod.ru/. Её работы ежегодно получают награды на конкурсах педагогического мастерства.
«Народные игры в проведении праздников и досугов» продемонстрировали музыкальный руководитель Анна Сергеевна Галлямова и воспитатель Оксана Сергеевна Скорикова корпуса “Теремок”. Участники семинара смогли поучаствовать в музыкальных играх «Краски» и «Сова». Педагоги подчеркнули, что с их помощью развивается речь, память и воображение детей.
Участникам семинара было предложено поучаствовать в четырёх секциях, где они смогли приобрести новый опыт. Так, «Народные игры с инвентарем» продемонстрировали воспитатель Елена Викторовна Сидорова и методист Екатерина Ивановна Каушнян. Здесь можно было научиться играть в бирюльки, кубарь и другие деревянные игрушки, издревле пользующиеся успехом у детей. По словам Елены Викторовны, и сейчас ребята с удовольствием занимаются выуживанием бирюлек. Такие игры очень полезны для развития моторики и ловкости, движение пальчиков активизирует у детей речевые зоны мозга, тренирует логическое мышление.
Секция «Народные игры без инвентаря» представила гостям семинара ярмарку, на которой они были в роли покупателей. Воспитатели водили хороводы и пели. Такие обрядовые игры развивают у малышей речь, помогают в психологической адаптации. Они могут использоваться, в том числе, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В секции «Поддержка детской инициативы при планировании образовательного процесса с использованием народных игр» участникам семинара было предложено написать сценарий тематической игры. Так, в одной команде было решено спланировать досуг детей, взяв за основу сказку «Царевна-лягушка». По задумке, дети вначале пекут каравай, участвуя в хороводной игре, затем проходят эстафеты, отгадывают загадки, а в конце получают вознаграждение – сушки и баранки. Другая команда взяла темой игры валенки. Их сценарий строился на том, что в группу к ребятам приходит почтальон Печкин и сообщает, что у него пропал валенок. Поиски пропажи сопровождаются составлением пазла, композиции из мягких модулей, разгадыванием загадок, подвижными играми. В итоге дети находят ключ от сундука, где спрятан валенок. Педагоги корпусов «Акварель» и «Волшебная страна» рассказали, что к составлению таких сценариев они привлекают и самих детей, их родителей, бабушек и дедушек.
Секция «От народной игрушки до Kidskills» объединила всех участников семинара за общим столом, где им предстояло вылепить из глины символ года. Воспитатель Елена Викторовна Веремиенко преподает малышам различные виды лепки – из глины, пластилина, теста и даже мастики. Именно этот материал, который используют кондитеры, был предложен ребятам на чемпионате Kidskills, который проводится для дошкольников и младших школьников. Девочки успешно представили на нём Школу №904. Воспитатели, участвовавшие в мастер-классе по лепке, отметили, что работа эта под силу даже не каждому взрослому и требует долгих тренировок.
Галина Александровна Неровнова, заместитель директора по УВР, завершая семинар, отметила, что каждый участник наверняка вынес для себя то, что ему показалось интересным, что он сможет применять в работе с детьми. Оставленные гостями отзывы о мероприятии подтвердили то, что они получили заряд вдохновения и творческой энергии. «Узнали очень много нового, вспомнили то, что почему-то забыли. Хорошо, что семинар прошёл перед Масленицей. Есть желание что-то изменить в своей работе», - написали педагоги школы им.Маяковского.
- Не бывала прежде на семинарах подобного формата, было интересно, как в квесте. Больше всего понравилась секция «Народные игры без инвентаря». Татьяна Васильевна Мищенкова и Ольга Александровна Авдеева - яркие и опытные воспитатели. Впечатлил профессионализм педагога Инны Игоревны Молотковой, представившей «Народные игры с драматизацией», она очень чисто играла и на балалайке, и на дудочке, - поделилась Светлана Семеновна Дубровская, музыкальный руководитель школы № 2005.
Ждем всех в марте на следующем - третьем семинаре цикла «Планирование образовательного процесса».