Приготовьтесь прочитать злую статью. Обычно я добрая и про искусство, а сегодня злая и про экспонирование искусства. Потому что выставка Сальвадора Дали в Манеже сделана из рук вон плохо, и кто-то же должен об этом сказать. Этим кем-то буду я.
Фрида — 2
Помните выставку Фриды и Диего весной прошлого года? (Если не помните, я писала о ней в Дзен.) Организаторы решили повторить былой успех под копирку: на улице — призывающая фотографироваться скульптура, на афише герой выставки на фоне Кремля, в первом зале — клумбы с живыми цветами, на стенах — фотообои...
А что же не так?
1. Цветы. В день открытия выставки живые цветы смотрятся свежо и празднично, а уже через неделю — заброшенно и скорбно. Никакой магии, просто цветы быстро вянут. И их нужно заменить либо на свежие, либо на искусственные. Если же не хочется выделять бюджет ни на то, ни на другое, клумбы стоит просто убрать через пару дней после открытия. Заодно места больше будет.
2. Пространство. Да, места катастрофически мало. Манеж — огромен, и почему выставка втиснута в залы, в которых люди вынуждены ходить друг другу по головам, мне не понятно. Особенно учитывая ожидаемый ажиотаж вокруг Сальвадора Дали и высокий спрос на экскурсии: экскурсоводы вынуждены локтями прокладывать себе путь к экспонатам, а честно купившим билет на выставку людям непонятно, почему они должны расступиться перед группой.
3. Экспликации. Возможно, спрос на экскурсии не был бы так высок, если бы выставка была самодостаточна. Например, недавно я была на выставке в Британском музее: там понятно и интересно при самостоятельном осмотре, с аудиогидом — ещё интереснее, с живым гидом — ещё глубже. Выставка Дали же сделана будто с расчётом на то, что гости быстро поймут свою ошибку и вернутся за аудиогидом. Потому что экспликаций нет. Вообще. Под картинами написаны год, название, техника, собрание. Никакой дополнительной информации.
4. Навигация. Это, пожалуй, главная боль. План помещений есть, но он так расположен, что его замечаешь на выходе, а не на входе. Из него узнаёшь, что из первого зала нужно было пройти во второй, из второго в третий, из третьего вернуться во второй, чтобы попасть в четвёртый, потом снова во второй, чтобы перейти в пятый, потом через второй и третий пройти в шестой и седьмой. Знаете, где при этом таймлайн — хроника жизни художника, которая помогает сориентироваться на выставке? В шестом.
5. Сопроводительные тексты. Большие куски текста на стенах обычно призваны ввести посетителей в контекст зала, объяснить, по какому принципу отобраны работы в этом зале или на этой стене, чему они посвящены... И эти тексты написаны даже неплохо (хотя и в расчёте на то, что все гости знают, что такое оп-арт и кто такой Миро; или купили аудиогид, да). Только вот текст на одной стене относится к картинам на другой. А чёрные буквы на красном фоне читать тяжело и фотографировать невозможно. А в зале с графикой сопроводительный текст размещён там, где вы его заметите, пройдя ползала.
6. Кино. На выставке показывают три фильма. Один — документалка про Кадакес — идёт в последнем зале и длится 59 минут. Расписания сеансов нет, а поэтому, придя в зал, вы не узнаете, что сейчас на экране — середина или конец. Описания на стене тоже нет, и поэтому принимать решение о том, инвестировать ли в это кино час своей жизни, вы должны принять, имея только название. Зал при этом ярко освещён. А фильм показывают не на телеэкране, а через проектор. В ярко освещённом зале.
Ещё два фильма созданы при участии самого Сальвадора Дали. Это мультфильм Destino в соавторстве с Уолтом Диснеем и фильм "Андалузский Пёс" в соавторстве с Луисом Бунюэлем. Их крутят в одном зале. На противоположных стенах. Под саундтрек к Destino. Хотите попробовать тяжёлые наркотики? Посмотрите "Андалузского пса" под музыку к Destino. В маленьком зале, переполненном людьми, которые не понимают, в какую сторону смотреть.
7. Гала. На выставке нет отдельного зала, посвящённого отношениям Гала и Сальвадора Дали, нет даже стены, посвящённой их большой неземной любви. Но почти все стены, рассчитанные на ваши селфи, заклеены цитатами о любви и фотографиями с Галой. Или Галы. И это не оправдано ничем, кроме того, что на носу 14 февраля, выставка — прекрасное место для романтического свидания, поэтому скорее берите своих вторых половинок — и бегом в Манеж, фотографироваться на фоне самой медийной пары XX века.
А что же хорошего?
Во-первых, подборка работ. От хрестоматийного "Мягкого автопортрета" до иллюстраций к Данте, от ранних поисков себя до театральных декораций. Можно познакомиться не со всеми, но со многими сферами интересов художника.
Во-вторых, освещение. В полутёмных залах картины выхвачены узкими лучами света, которые создают эффект внутреннего свечения и практически не бликуют. Из-за стекла на большинстве работ полностью бликов избежать невозможно, но экспонировать без стекла у нас опасно — свежо воспоминание о покалеченном "Иване Грозном".
А что в сухом остатке?
А в сухом остатке — отличный материал, безбожно поданный и скомпонованный. В душных залах вы будете толкаться, пытаясь прорваться к экспонатам, метаться от стены к стене в попытках понять, что к чему, отчаянно гуглить имена и термины... А потом хвалить выставку, потому что как не хвалить Сальвадора Дали?
UPD. Всё это не значит, что на выставку не нужно идти: на неё (см выше) привезли достойную подборку работ и, если вы не были в Фигерасе и Мадриде, откуда эти работы приехали, то я бы рекомендовала пойти. Но пойти подготовленными: выбрать не самое «горячее» время, изучить план выставки, почитать про художника, запастись терпением. Оно вам пригодится.