Найти в Дзене

Чаша со смолой из старого пня.

Жил был пень. Когда пилили деревья в городе, этот большой пень от старого дерева вяза кто то принёс и поставил в углу двора, возле мастерской.

Так он и стоял там, уже никто не помнит сколько лет. Его поливали дожди, а потом высушивали тёплые лучи солнца. А зиму он стоял под белой снежной шапкой. Потом наступала весна, снег таял и вода затекала в трещины, появившиеся на торце.

Ночью, когда подмораживало, вода превращалась в лёд, о он расширяясь делал эти трещины ещё больше. Потом наступало лето и снова под воздействием солнечных лучей влага испарялась.

Спил дуба возле корабля Полтава в Санкт-Петербурге.
Спил дуба возле корабля Полтава в Санкт-Петербурге.

По прошествии лет под влиянием окружающей среды верхушка пня стала серой и растрескалась. Годичные кольца ссохлись и разошлись. Мягкие волокна дерева истлели и по оставшимся твёрдым слоям можно было посчитать сколько дереву лет.

Торец дерева превратился в замысловатый узор, похожий то ли на кольцевой лабиринт, то ли на ацтекский календарь. Люди, приходившие на работу в столярную мастерскую, иногда останавливались и рассматривали этот узор и пень.

Однажды один человек вышел из мастерской с цепной пилой и отпилил верхушку пня. Занёс этот кусок в мастерскую и поставил отпиленной стороной к батарее. Через неделю этот кусок пня высох ещё больше. Его положили на пол и долго выбивали и выдували сжатым воздухом мягкие трухлявые части. От этой процедуры его щели стали ещё больше, а сам он стал легче.

Однажды в мастерской собралось много народу. Пень положили на стол и он стал центром внимания. Его поверхность разметили циркулем и выпилили ровный круг.

Потом одна девушка со светлыми волосами очень долго крутила его в руках и что то рассказывал людям вокруг, которые внимательно её слушали.

Затем она начала оборачивать пень пленкой и прозрачным скотчем, оставив открытой только одну сторону. Из этой же пленки и скотча она сделала невысокие бортики над открытой поверхностью.

Все вокруг очень пристально следили за тем что она делает и рассказывает. Она взяла эпоксидную смолу, смешала ее с отвердителем и добавила немного красителя изумрудного цвета. И всю эту смесь залила в пень, который был в опалубке.

Дерево было легче смолы и начало всплывать. Тогда люди через деревянные "проставки", прижали пень струбцинами к столу.

К следующему утру смола полностью застыла и превратилась в стекло. Пень стал тяжелее в несколько раз. Внутри него все поры заполнились тяжёлой смолой.

Залитый смолой пень поставили в угол мастерской, где он и лежал ещё пару месяцев.

В один прекрасный день один человек достал пень, и стряхнул с него пыль. Затем в центр, с обратной, срезанной стороны прикрутил планшайбу на шурупы, и навернул пень на шпиндель токарного станка.

После этого на маленьких оборотах стал обтачивать пень, создавая новую окружность с новым центром. После черновой обточки со всех сторон вибрации постепенно стало меньше и можно сделать форму будущей чаши.

Когда внешняя часть и дно чаши были готовы можно было шлифовать и приклеить к донышку жертвенную деревяшку, из которой потом будет сделан шип для зажима в токарном патроне.

Перед работой.
Перед работой.

На следующий день человек протачивал внутреннюю часть чаши, поджав её задним центром. Из за смолы режущая кромка резов садилась очень быстро и приходилось все время отвлекаться на заточку.

Ко всему прочему чем тоньше становилась чаша, тем больше её вело и крутило. Центр все время сбивался и приходилось создавать новый. Но в конце концов стенки и дно чаши были выровнены.

После долгой шлифовки чаша была готова. Человек покрыл её маслом и текстура дерева вновь проявилась. А смола стала прозрачной и свет, проходя сквозь неё отливал приятным бирюзовым оттенком, как морская вода.

Внешняя часть чаши готова.
Внешняя часть чаши готова.

Шип, который держал чашу на патроне человек убрал стамесками и зашлифовал это место эксцентриковой шлифовальной машиной. А затем этой же машинкой отполировал всю поверхность чаши ещё раз.

Вот так закончилась история пня и началась совсем другая история - история чаши. Теперь это предмет обихода. Его призвание служить людям. Украшать собой пространство дома. Быть полезной вещью в быту.

И для тех людей, которые любят дерево, и необычные способы его обработки, это будет служить ещё одним доказательством того, что в «токарке», то что никому не нужно и что никто не замечает, может представлять художественную ценность.

Выражаем благодарность компании PolyMax за предоставление материалов для мастер-класса.

С уважением, руководитель Русской Токарной Школы, Андрей Громов.