Каждая из сюрреалистических картин Рене Магритта — кладезь скрытых смыслов и неоднозначных трактовок. «Влюбленные» (другой перевод — «Любовники») — не исключение.
Первая ассоциация — с известной поговоркой «Любовь слепа». Глаза целующихся закрыты плотной материей — за пеленой своих чувств они не могут ясно увидеть, кого представляет из себя избранник. Каковы его помыслы, насколько он искренен.
Но Магритт не ограничился повязками на глазах — он «одел» на своих героев материи, полностью скрывающие головы. Отсюда следующий смысл — поговорка «Потерять голову от любви». Влюбленный человек не только слеп — под властью чувств он порой теряет способность трезво мыслить, оценивать происходящее. А то и совершает неожиданные, нелогичные поступки.
Еще один тонкий смысл — в плену чувств влюбленные не замечают окружающий мир и друг друга. Порой настолько поглощены своей страстью, своими переживаниями, что не слышат и не видят за ними даже виновника своих чувств. Поэтому яркая и безумная любовь нередко сменяется отчуждением, холодностью, а то и равнодушием друг к другу.
Возможно, Магритт изобразил на картине момент угасания страсти. Мужчина и женщина здесь — «убийцы» своей любви. Недаром на их головах мешки, как на средневековых преступниках. Пара находится в ожидании исполнения «приговора», подготовленного за безрассудство жестокой судьбой.
Следующая популярная трактовка — на картине изображена не настоящая любовь, а суррогат, подобие. Созданная иллюзия не позволяет людям испытать всю полноту чувств, разглядеть друг друга — отсюда и ткань, закрывающая лица.
Есть и более позитивные разгадки. «Любовники» — самодостаточные люди, испытывающие зрелые чувства. Им не нужен зрительный и физический контакт — они способны «видеть» друг друга душой. У любящего человека открывается «внутреннее зрение», позволяющее рассмотреть и своего избранника, и окружающий мир в истинном свете.
Последнее объяснение несколько трагичное, связанное с личностью Рене Магритта. «Влюбленные» — не первая картина, где люди изображены с лицами, покрытыми тканью. В «Изобретении жизни», «Сути дела» этот сюжет повторяется. И он может быть связан с травмирующим воспоминанием из жизни автора: его мать, исчезнувшую из дома, нашли мертвой в реке. Подол сорочки был обмотан вокруг головы женщины.
Сам художник нередко давал объяснения своим неоднозначным работам. Но «Влюбленных» оставил ребусом, ответ на который должен дать сам зритель