Найти тему
Игорь Овчинников

ЗИМА В НАШИХ ДУШАХ

Протоиерей Игорь Овчинников в одном из разрушенных храмов
Протоиерей Игорь Овчинников в одном из разрушенных храмов
Зачатьевский храм с. Чубковичи (Брянская область)
Зачатьевский храм с. Чубковичи (Брянская область)

РАЗМЫШЛЕНИЯ

ЗИМА В НАШИХ ДУШАХ…

Не так давно пошёл двадцать восьмой год моего священства, моего настоятельства в сельском храме… Дата не юбилейная, однако всё равно каждый год в день моей хиротонии оглядываюсь на пройденные годы, стараюсь оценить сделанное и всегда почему-то прихожу к одному только выводу: сделать ещё предстоит очень много! И так хочется успеть в этой жизни, очень хочется! Вот поэтому просто не понимаю людей, которые рассуждают примерно так: «Нужно сначала свои жизни, свой быт обустроить, а уж потом браться за храмы, за памятники истории, культуры и архитектуры…». Больше всего здесь меня волнует слово «ПОТОМ». На что надеются люди? На вторую жизнь? На своих потомков? И тогда почему же наши предки, никогда не жившие богато, строили величественные храмы, церковно-приходские школы, богадельни ? Мы же докатились в своей нынешней уже довольно сытой жизни до того, что наши сердца и души не скорбят, когда мы проходим или проезжаем мимо поруганных святынь нашего земного Отечества, не в силах уже и представить, что возле каждого из них стоят рыдающие Ангелы… Как-то незаметно и быстро мы стали ПОТРЕБИТЕЛЯМИ. Так , если не остановимся на путях наших, станем вскоре и «иванами, родства не помнящими».

Одна наша прихожанка не так давно поделилась своими впечатлениями о поездке на малую родину: «Тёплый степной воздух согрел меня. Потрогала фундамент дома, которому 300 лет и откуда моя бабушка была выдана замуж за донского казака… Но что очень удручило и озадачило, больно кольнуло – так это позабытый местной властью народ: не видно заботы о своих же людях. Молодёжные клубы работают на разврат, вбивая в молодые головы сомнительные ценности… В удручающем состоянии окрестности – помещичьи усадьбы, парки, музеи, погосты… Территории – в пластиковых и стеклянных бутылках, всё зарастает бурьяном. Но ведь если мы соберёмся все вместе и наведём порядок, вот это же и будет благодать Божья…».

Да, права наша прихожанка: «…если соберёмся все вместе…» - ключевое слово здесь – «ЕСЛИ». И вот один вопрос у меня возникает: только ли одни местные власти должны наводить порядок, убирать за нами же мусор ? Мы же сами засоряем всё вокруг себя, страшно засоряем… Не в первый раз поднимаю эту тему, и уже создаётся впечатление, что говорю и пишу бездушной стене. Дело каждого человека – убрать за собой. Ведь эти местные власти из нас же и вышли, из нашего народа… Не подумайте, что я на их защите – недостатков в их работе очень и очень много, как и бездушия, жестокосердия, грубости и хамства… Но ведь довольно часто бывает, что благие намерения этих самых местных властей упираются в бездушие и непонимание наших же людей: бьются дорогие фонари уличного освещения, ломаются красивые скамьи, с корнем вырываются только что посаженные цветы из клумб даже у памятников погибшим воинам. А о бутылках и ином «современном» мусоре и говорить не приходится… А ведь всё в наших руках, в руках каждого человека…

Порой думаю, что в наших душах наступила зима – затяжная и слишком морозная! Наступило время бездушия и безразличия, мы перестали смотреть в будущее, живём суетным настоящим, живём (или проживаем?) одним лишь сегодняшним днём. Это по-настоящему страшно. Со всех сторон посыпались странные заявления, что-де храмы строить не обязательно сейчас, не время…Восстанавливать или поддерживать памятники истории и культуры – тоже не время…Ну, и что мы оставим после себя? Гипермаркеты из сборных панелей? И сколько древних полуразрушенных святынь могут и вовсе не дождаться своего часа? Что увидят наши потомки? Что скажут о нас? То, что мы заботились лишь о своём теле, а душу забыли? То, что откладывали «на лучшие времена» восстановление древностей? Уж точно, что их проклятия нам обеспечены!

Праздные утехи суетного мира сего для многих стали важнее ВЕЧНОСТИ. Всё больше и больше можно услышать разговоров о том, как слетали, допустим в Турцию, как побывали у разлиных памятников истории и культуры. Да, их-то исторические места и будут процветать, ведь и содержатся-то они, по большому счёту, за те средства, которые вывозятся нашими туристами. А свои при этом исчезают, рушатся. Да, поездить по миру нужно, путешествие – полезная вещь. Но, восхищаясь памятниками иной культуры, необходимо твёрдо помнить, что и у нас их очень много!

Святитель Феофан Затворник через столетия говорит нам: « Образовавшаяся в человеке пустота через отпадение от Бога непрестанно возжигает в нём ничем не удовлетворимую жажду – неопределённую, но непрестанную. Человек стал над бездонной пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения». Не о многих ли из нас эти слова?

Мы непременно желаем иметь всё больше и больше материальных благ, многим становятся чужды русские обычаи и русские песни, вообще, всё русское… Мы просто дичаем. Вспоминаю случай, произошедший несколько лет назад 1 сентября, в День знаний, в одной из школ районного центра. Там директор не пустил на торжественную линейку священника, ссылаясь на…толерантность! И слово-то какое неприятное русскому уху. О какой терпимости может идти речь, когда в школе обучаются в основе своей дети православных жителей городка?! Это дикость. Помнится, несколько лет назад предмет «Основы православной культуры» с трудом пробивал дорогу в школы. А вот предмет «Валеология», концентрирующий внимание детей на теле, а не на душе, прошёл на «ура». Странно и больно. Мы забываем ( а многие ведь просто и не знают) слова святого праведного Иоанна Кронштадского, слова мудрые и заветные: «РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ – ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ!». И именно Православной Верой, глубокой и единственной, мы сможем преодолеть бездонную пропасть наших же грехов. Но от этого преодоления нас отделяет ещё и поселившаяся в душах многих нетерпимость друг ко другу. Вот такой небольшой пример.

Как-то всем храмам благочиния было необходимо заверить в нотариальной конторе изменения в Уставах приходов. Документы уже были готовы, оставалось их просто получить, дело-то всего нескольких минут… Но чего я ни наслушался (меня, скромно стоящего в конце очереди в свтской одежде просто не заметили), пока ждал приглашения в кабинет нотариуса от стоящих и сидящих о очереди! И про батюшек, и про матушек, и про хор… Такая злоба, такое негодование! А ведь уже завтра эти женщины придут в храмы, «наденут» на лица маски благообразия и будут истово осенять себя крестным знамением… Ну и о каком «домашнем обучении детей Закону Божьему» может идти речь в таких семьях? А во многие школы несколько лет назад бдительно не впускали священников… Какой-то замкнутый круг получается. Кто же виноват во всём происходящем? Мы сами. Крепкую веру, крепкую нацию не в силах победить какие-то там соросы с их деньгами. Но если мы сами бросаемся в ноги за грантами на выдуманные проекты этому неистовому борцу с Россией, заведомо при этом зная,что, кроме вреда, они ничего не принесут, то это уже наш грех. И грех этот – против Бога и против своего земного Отечества. И, что очень печально, - против будущего поколения.

Но ведь всё в Руце Божией! Смотрит Он на нас, неразумных детей своих, обуреваемых гордыней и страстями, и всё ещё терпит нас. Наверное, ещё и оттого, что просят за нас великие святые земли Русской…

Протоиерей Игорь Овчинников