Найти тему

Ещё 7 родительских "не". Точки над i

Кроме уже упомянутых мной ранее пяти родительских приказаний, имеющих влияние на формирование жизненного сценария человека - «не живи», «не будь взрослым», «не будь ребёнком», «не чувствуй», «не будь здоровым», в классическом транзактном анализе выделяют ещё семь:

1. «Не будь собой». Классическая ситуация – родился ребёнок не того пола, что хотелось. Или что-то ещё в нём «не то». Родитель, хранящий в себе образ «желаемого ребёнка», приветствует поведение, соответствующее этому образу и игнорирует не соответствующее: то есть отрицает какую-то часть ребёнка. Во взрослой жизни такого человека обычно ждут сложности с самоидентичностью (гендерной, ролевой, профессиональной).

2. «Не будь успешным». Такое приказание дают родители, не реализовавшие себя или имевшие тернистый путь к успеху. Успех становится некой сверхидеей, подчиняющей себе всех и вся. Часто «побочным» эффектом усвоения такой директивы становится неадекватно преувеличенное эмоциональное восприятие ребёнком любых экзаменов, конкурсов (вплоть до потери сознания) и отказ от покорения новых высот в страхе перед ними.

3. «Не делай». Это когда за ребёнка всё делают, потому что у него получается плохо, медленно, некрасиво и т.п. - "дай лучше я!". Такое предписание провоцирует состояние так называемой «выученной беспомощности», отсутствие веры в себя. Такой ребёнок растёт с убеждением «я неудачник», «у меня ничего не получится» и т.п.

4. «Не думай». Если родители склонны всё решать за ребёнка, игнорируя его мнение («я знаю, как для тебя лучше»), он усваивает запрет на собственное мнение, неумение определить свои цели и желания. Такое приказание определяет зависимость в жизни от чужого мнения и может приводить даже к пристрастиям, изменяющим сознание (психоактивные вещества, компьютерные игры).

5. «Не будь первым». «Сиди тихо, не высовывайся, молчи…». Эти послания убеждают ребёнка, что быть лидером — опасно. Истоки такого поведения родителей могут лежать и в далёкой семейной истории: например, кто-то из предков принял ответственность за других и пострадал от этого. Сто лет минуло, а предостережение потомкам исправно передаётся из поколения в поколение.

6. «Не принадлежи». Этот запрет отражает привычку родителей противопоставлять себя социуму, не принимать его правил и морали. Ребенку при этом с детства внушается, что он не такой, как все. Результат — трудности в общении, самоизоляция.

7. «Не будь близким». Такие дети выросли в дефиците близости – физической и эмоциональной. Причиной может быть также сильная душевная травма кого-то из предков, полученная вследствие глубокой привязанности к кому-то. Во взрослую дети с таким приказанием приходят с проблемами доверия другим людям и миру в целом.

Не так всё страшно.

Про родительские приказания написано много всего – тема-то очень интересная, как ни крути. Но как-то получается, что практически всё написанное в конечном итоге обретает вид страшилки типа «…у одной девочки были родители, которые ей каждый день приказывали: «не живи!» (не будь здоровой, счастливой и т.д.). А отсюда не так уж далеко до чувства обиды (у детей) и вины (у родителей).

Конечно, не так всё страшно. Приказания не звучат громогласно под крышами домов, а день за днём формируются в сознании ребёнка как некое представление о мире и его правилах из вербальных и невербальных посланий родителей, зачастую исполненных «лучших побуждений». Формируются в силу возрастных психических особенностей, благодаря которым ребёнок воспринимает взрослые указания императивно и окончательно, не подвергая критике (у него до 5-6-летнего возраста ещё не сформировано критическое мышление).

Справедливости ради нужно отметить, что сценарии бывают и удачными. Это сценарий жизни Победителя - «того, кто достигает поставленной перед собой цели» (Э.Берн) «...и в результате этого преобразует жизнь» (Р.Гулдинг).

Родители Победителя, кстати, сами чаще всего являются Победителями, они дают ребёнку самое важное: разрешение вырасти в отведённое для этого время (ни раньше, ни позже), а также разрешение быть счастливым и успешным ("у тебя всё обязательно получится!").

Не всё зависит от родителей.

Здесь приведу две цитаты самого Эрика Берна:

"План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала".

и

"Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно".

Эрик Берн разделяет понятия «сценарий» и «курс жизни»:

"Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит".

Курс жизни является результатом взаимодействия четырёх факторов: наследственности, сценария, внешних событий и автономных решений. Как видно, сценарий – это лишь один из факторов.

Автономные решения – и есть выбор, ключ к успешному выходу из неудачного жизненного сценария. Осознание человеком своего сценария и переключает жизненную программу в режим «выбор».

В заключение – ещё несколько цитат из Э.Берна:

"Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно".
"Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю".
"Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами".
"Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других".