Искусство во Франции - это сочетание старины и современности, классики и модерна. Противоречие и эклектика прекрасные в своей элегантности.
Есть ли что-то более французское в умах туристов, чем бретонская полоска и полосатые маркизы на старинных фасадах?
Кто из современных художников активнее всего использует это прекрасное клише? Конечно, Даниэль Бюрен.
Чтобы познакомиться с его работами не обязательно ходить в Лувр или Орсе. Бюрен доступен всем и вездесущ - вы встретите его работы не только в музеях, но и во дворах, в подземке и среди памятников архитектуры.
1969 год. Даниэль Бюрен пишет свою «Декларацию об отречении от сочиненных картин». И как ему пришла в голову эта глубокомысленная идея: всю жизнь заниматься философией полосок (важно: одна из них непременно должна быть белой)?
Если верить легенде, художник заказал очередную партию холстов для своих тогда ещё живописных (не полосатых то есть) работ. Обнаружив производственный брак (отпечатки полос от упаковки), Бюрен не стал расстраиваться и решил обратить недоразумение в свою пользу - «разукрасил» холст в полоску. Ну, то есть иногда полоска-это просто полоска и ничего художник ею сказать не хотел! Однако же сделал ее своим фирменным знаком.
Нет, скажете вы, так не бывает. У современного искусства всегда помимо стиля есть идея и она зачастую важнее. Ну, неужели над зрителем просто издеваются. Нет, конечно. И идея есть. Вот она:
Ну как, немного понятнее? Едем дальше.
Для Бюрена крайне важен контекст и место, где будут демонстрироваться его произведения искусства. Его полоски - это всегда некая загадка, необъяснимая деталь среди обыденности, «зацепка» для скользящего взгляда обывателя. Яркий тому пример - оформление королевского двора Пале-Рояль в Париже.
Справедливости ради, надо сказать, что Бюрен увлечен не только «полосатой» темой. Он умело работает и со светом, и с цветным стеклом, и со светодиодами, и с зеркалами.
К тому же, Бюрен - художник модный. С 2013 года он сотрудничает с Louis Vuitton. Его искусство снова доступно буквально каждому. Каждому, кто проходит мимо витрин старейшего дома моды.
Ну, и напоследок, информация для продвинутых пользователей. Предупреждение: эти умозаключения Бюрена могут немного «сломать» мозг, но если разобраться - станет понятна логика и концепция вообще всего того, что называется современным искусством.
Итак, если верить Бюрену, то идея его творчества такова:
I.
- Условно и технически говоря, его работы - это живопись
- В то же время, мало у кого повернётся язык назвать простые полоски живописью
- Значит это не живопись. Тогда что же?
II.
- Все элементы как бы «поставлены» стационарно
- Получается что это скульптура
- Но мы же видим. Это не скульптура!
III.
- Хорошо, у произведения две стороны и перемещаясь мы можем рассмотреть каждую из них
- Получается, мы уже вступаем с ней во взаимодействие как зритель с декорацией
- Такое обычно называют театром, но это совсем не театр!
ЧТО ЖЕ ЭТО ТОГДА?! Хватит водить нас за нос, дорогой Даниэль! Что ещё да жонглирование терминами и смыслами? Пытаетесь выдать своё хулиганство за софистику?
«То, что показано, есть только то, что показано»
- отвечает нам художник.
Вот и решайте: что это и как к этому относиться.