Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

BUDGIE: ОДНИ ИЗ ПИОНЕРОВ ФОРМАТА POWER TRIO

Есть такой известный формат рок-групп – называется по-английски power trio. Это то, что представляют из себя такие группы как The Jimi Hendrix Experience, ZZ Top, Cream, Grand Funk Railroad, The Robin Trower Band, Rush: гитарист, бас-гитарист и барабанщик. Соответственно, как минимум один из них поёт. А иногда и все трое поют – это ещё сильнее.

Я и сам несколько лет играл в группе с таким форматом: «Удачное приобретение» в 70-е было ни чем иным, как power trio. Этот формат даёт большую свободу для импровизации, но требует слаженности и внимательного отношения друг к другу: иначе всё легко превращается в какофонию с одновременным солированием всех трёх участников.

Помимо всех перечисленных западных коллективов хочу вспомнить группу, которые многие из вас наверняка помнят – Budgie. Причина? Просто их первая пластинка случайно оказалась у меня в руках…

-2

Три лихих парня - а именно Burke Shelley - bass, vocals; Tony Bourge – guitar; Ray Phillips - drums, - и все из зелёных долин южного Уэльса, начали играть вместе в 1967 году. Сначала они назывались Hills Contemporary Grass и Six Ton Budgie, но потом сократились до Budgie. Самое удивительное то, что сформировать группу именно в формате трио их надоумили не Hendrix или Cream, а другое валлийское трио - Love Sculpture. А это ещё одна отдельная тема для разговора… 

Не могу не напомнить вам музыку Love Sculpture - вот в их варианте «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. В составе группы легендарный гитарист Дейв Эдмундс (Dave Edmunds), который впоследствии организовал более успешную группу Rockpile.

Пара слов про Love Sculpture: их «базой» был Кардифф и прилегающие окрестности. «Это была лучшая группа, которую мы когда-либо видели в своей жизни, и их было всего лишь трое», - рассказывал бас-гитарист и певец Budgie Берк Шелли (Burke Shelly). – «На нас это произвело сильное впечатление». Кстати сказать, сам Шелли тоже был родом из окрестностей Кардиффа. Думаю, мы как-нибудь отдельно поговорим о Love Sculpture и Дэйве Эдмундсе, а пока давайте вернёмся к Budgie.

Первый альбом Budgie с одноименным названием вышел в 1971 году и был спродюсирован Роджером Бэйном (Roger Bain), который также продюсировал ранние альбомы Black Sabbath и Judas Priest. Вот его фото тех лет.

-3

«Конечно, альбом получился не такой динамичный и разнообразный, как, например, дебютный диск Led Zeppelin», - говорит Бэйн, - «но определённый интерес он, как мне кажется, представляет». С этим трудно не согласится.

В интервью Роджера Бэйна, которое размещено на обложке сборника Budgie «Suicidal Homicidal» 1985 года он так описывает историю их знакомства. «Я впервые увидел группу Budgie, когда Кингсли Уорд (Kingsley Ward), создатель и вдохновитель Rockfield Studios, организовал для Берка и ребят прослушивание в его студии. Я только что закончил несколько записей с группой The Earth Blues Band, которые позже сменили название на Black Sabbath. Кингсли подумал, что мне будет интересно услышать ответ валлийцев «бирмингемским громилам». Кингсли был совершенно прав – мне было интересно. Очевидно, группа никогда раньше не встречала словосочетания «record producer» и ожидала, что я приеду на белом «роллс-ройсе», буду курить сигару и носить золотую цепь. Когда им сказали, что я приеду на пригородном поезде, они сразу расслабились. Мне они сразу понравились, так что мы тут же договорились записать первый альбом. Помню, что это была середина зимы, и студию замело снегом. Внутри было холодновато, музыканты грели руки у печки. А Берк не снимал шерстяных перчаток - в этом и был секрет его тяжелого басового звука».

Что же получилось в результате? Конечно, забегая вперёд, достичь такого же успеха, как у Black Sabbath, группе Budgie было не суждено. Да и альбом не имел ничего общего с Sabbath: несмотря на определённую параллель в звуке и подходе, он не был таким же heavy. Скорее, он имел некоторый прог-оттенок в звучании. Да и в текстах не было мистики, так понравившейся публике – песни содержали скорее юмористический элемент. Пример тому "Nude Disintegrating Parachutist Woman" («Обнаженная раскладывающаяся женщина-парашютист»). 

Вот песня, открывающая альбом – «Guts».

Есть на альбоме и жёсткие текстовые придумки – например «Homicidal Suicidal», которую 30 лет спустя каверовал Soundgarden. Эта песня стала в некотором рода прототипом для гранж-сонграйтинга. Сравните оригинал и кавер.

Характерный высокий голос Берка Шелли даёт классную окраску песням и эффектно звучит на фоне «моторного» аккомпанемента баса и барабанов. Интересно и включение в альбом пары легко звучащих акустических номеров, втиснутых между «тяжеляками»: это впоследствии стало стереотипным приёмом для хэви-жанра. 

В Америке на оригинальном первом альбоме, изданном лейблом Kapp Records, появилась песня с загадочным названием «Crash Course In Brain Surgery», которая была издана в Великобритании в виде сингла.

-4

Сегодня этот сингл с дизайном а-ля-фирма-“Мелодия” является забавным артефактом начала 70-х. Сама песня никуда не исчезла – она вновь появилась на четвертом альбоме группы In For The Kill.

В течение долгого времени Ларс Ульрих (Lars Ulrich), барабанщик группы Metallica, восхищался достоинствами Budgie, в результате чего «Crash Course In Brain Surgery» в конечном итоге оказалась в репертуаре группы, получив высокую оценку как любителей Budgie, так и группы Metallica.

Часто на разных рок-форумах Берка Шелли сравнивают с Гедди Ли (Geddy Lee) из группы Rush: оба бас-гитаристы и вокалисты в своих группах, оба ходят в похожих очках с большой диоптрийностью, у обоих высокие голоса. Даже видел где-то «голосовалку» и процентное распределение голосов – кто кого. Победил Шелли!

-5

Лет десять назад Берк Шелли перенёс операцию на сердце после того, как ему стало плохо во время гастролей в Польше. С тех пор он уже не выступает в качестве певца и бас-гитариста одновременно – слишком велика нагрузка. Но играть «на басу» продолжает – но это уже не Budgie, а скромная кавер-группа, выступающая в окрестностях родного Кардиффа.

Отвечая не так давно на вопрос, почему в своё время Budgie не удалось достичь высот Black Sabbath, он сказал: «Я виню во всём наш лейбл МСА Records – они просто не знали, как поднять нас на новый уровень. Единственное, что они делали, это размещение рекламы о выходе наших альбомов в музыкальной прессе. Но этого, судя по всему, было недостаточно. А может, название Budgie было не очень удачным – не хватало мистики и загадочности как у Led Zeppelin, Judas Priest и Black Sabbath». 

Тоже аргумент, учитывая тот факт, что в русском переводе название Budgie звучит как «попугайчик».