— ... Если оно в действительности существует, то покажи мне его! Дай мне увидеть его моими собственными глазами! Позволь мне пощупать его своими собственными руками! Не можешь показать? Значит, никакого идеального пространства нет!
На все эти вопросы я отвечаю коротко:
— А существует ли время?
— О да! Время, конечно, существует! — восклицает атеист.
— Время? Где оно? Если оно в действительности существует, то покажи мне его! Дай мне увидеть его моими собственными глазами! Позволь мне пощупать его своими собственными руками! Не можешь показать? Значит, одно из двух: либо твоя логика совершенно неверна, либо никакого времени в мире не существует вообще.
— Нет, нет! Моя логика совершенно верна, — отвечает атеист. — Правда, мы не можем увидеть глазами или пощупать руками непосредственно само время. Однако мы видим и ощущаем всякое движение и изменение материи, происходящее с течением времени. Хотя время само по себе незримо и невесомо, тем не менее мы судим о его объективном существовании по его зримым и ощущаемым последствиям.
Следовательно, атеист признает факт объективного существования времени не в результате непосредственного экспериментального восприятия, а в результате умозаключения, которое опирается на такое восприятие. Если бы материя была неподвижной и неизменной, то мы никогда бы не догадались о существовании времени. Если в результате умозаключения мы пришли к понятию времени, то почему в результате аналогичного умозаключения мы не можем прийти к понятию идеального пространства?
В самом деле, если бы не было идеального пространства, то не было бы и никакой объективной идеи вне субъективного сознания. Если бы не было объективной идеи, то первобытная материя лишилась своей нематериальной противоположности и поэтому не могла бы не только развиваться, но и существовать вообще. Это следует непосредственно из основного свойства материи, согласно которому ничто материальное не может существовать и развиваться без своей противоположности. Если бы неживая материя не развивалась, то не появились бы и живые организмы, а следовательно, и сам человек.
Продолжение следует...
***