Учитывая целый ряд предшествующих обстоятельств, я склонен предполагать, что главы МИД Армении и Азербайджана все-таки обсуждали в Женеве пункты всеобъемлющего мирного договора. Подобное мнение выразил NovostiNK политолог Андриас Гукасян.
“Начиная с 2010 года, стороны конфликта и посредники из Минской группы ОБСЕ работали над т.н. рамочным соглашением, предполагающим достижение согласия президентов Армении и Азербайджана вокруг целого ряда принципов. Последние, известные обществу как “мадридские принципы” впоследствии должны были стать базой для составления всеобъемлющего мирного договора”, - отметил он.
В этом свете, политолог предположил, что рамочное соглашение уже было подтверждено сторонами конфликта в свое время, либо доведено до уровня готовности к подписанию. Последнее позволяет министрам иностранных дел на данном переговорном этапе более к этим принципам не возвращаться и перейти к следующему переговорному этапу по обсуждению конкретных пунктов всеобъемлющего мирного урегулирования.
Последняя встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедьярова в Женеве состояла из двух раундов – 29 и 30 января и продлилась в целом около 11 часов. При этом, министры договорились вновь встретиться в ближайшее время под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
“При этом, мы должны понимать, что стороны отнюдь не вышли на завершающий этап – финишную прямую переговоров. Таких этапов в процессе несколько. Необходимо отметить, что даже согласованные главами государств принципы урегулирования, должны быть заверены не только подписями глав МИД под соответствующим договором, но и ратифицированы парламентами двух стран”, - подытожил политолог.
Урегулированием карабахского конфликта с 1992 года занимается Минская группа ОБСЕ, представленная сопредседателями от России, США и Франции. В настоящее время процесс урегулирования номинально идет на основе выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году "Мадридских принципов", помимо всего прочего предусматривающих размещение в зоне конфликта миротворческого контингента.
Давид Степанян