Найти тему
Cotraco Group

Кто помогает компаниям становиться лучше: коучи

Мы продолжаем рассказывать о тех, кто помогает компаниям становиться лучше и эффективнее. В этой статье вместе с Анной Ермиловой, сертифицированным коучем ACC ICF, членом ICF, руководителем центра коучинга «Глубина», разбираемся, чем занимаются эти специалисты, а Александр Стома, управляющий партнер Cotraco Group, рассказывает, с какими запросами чаще всего обращаются клиенты.

📍В каких случаях компаниям/управленцам надо привлекать коучей? Какие задачи коучи могут помочь решить, с помощью каких инструментов/методов.

Анна: Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики. Коучи чаще работают индивидуально с конкретным человеком. Задача специалиста — раскрыть потенциал клиента и помочь ему за счет внутренних ресурсов стать эффективнее. Для этого коуч стимулирует человека к самообучению, чтобы в процессе он сам смог находить и получать необходимые знания. Клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, сопоставляя их с целями организации.

В компаниях коучинг актуален, когда нужно развить внутреннюю мотивацию персонала, помогать более глубоко осознать свои цели в контексте команды, развить новые форматы мышления, soft skills (лидерские качества, эмоциональную гибкостью, осознанность и другие виды гибких навыков). Это гибкий, тонкий, индивидуальный и в то же время эффективный метод развития личности внутри организации. По моим наблюдениям, коучинг более актуален для руководителей высшего и среднего звена, для тех кто управляет проектами, для очень редких специалистов, которым нужно самим разрабатывать технологии, продукты, находить нестандартные решения.

Безусловно, в коучинге есть и групповые инструменты работы. Это командный коучинг. Его цель — развитие навыков работы в команде, создание вдохновляющего ясного видения, развитие стратегического мышления, исследование ценностей компании, команды, сотрудника и расстановка ценностных приоритетов, выработка согласованных действий и ясных шагов для ускорения достижения цели.

📍Какие вопросы задают коучам/какие задачи просят решить, которые не находятся в компетенции коучей.

Анна: Например, заказчик может просить дать оценку сотрудникам по итогу командного коучинга, принять участие в аттестации. Такие задачи лежат вне поля деятельности коуча. Так как в соответствии с международными стандартами коучинга и Этическим кодексом мы не выступаем в роли эксперта, не даем оценок и сохраняем конфиденциальность в индивидуальной работе.

Иногда, в связи с тем, что нет ясного понимания, как работает коуч, нам могут предлагать провести тренинг, побыть наставником для сотрудника или, в зависимости от предыдущего опыта, оказать консультационные услуги. Но это другие форматы работы и лучше их не смешивать. И потом, когда уже знаком с эффективностью профессионального коучинга — уже интереснее работать в конкретном формате под задачи клиента.

📍Были ли вы сами в ситуациях, когда клиенты вас просили решить некоучинговую задачу? Как поступать в таких ситуациях.

Анна: Да, например, был случай, что в формате корпоративного долгосрочного проекта отправляли на коучинг менеджеров, которым такой формат совсем не подходил. Они на каждой встрече ждали совета, рекомендаций. Им было сложно мыслить стратегически или самим без поддержки экспертов продумывать свои цели и способы их реализации.

И другой пример, были случаи, когда на сессиях всплывали очевидные признаки наличия депрессии или сильного стресса. Эти ситуации непростые. Да, конечно, коучинг может помочь человеку мобилизовать ресурсы, но если спустя несколько сессий ничего не происходит и нет результатов, то как коуч я следую следующему алгоритму действий.

1 шаг. Еще раз напомнить клиенту особенность такого метода, как коучинг, чем он отличается от тренинга, психологии, экспертной консультации.
2 шаг. Обсудить с клиентом: насколько ему в его ситуации подходит формат коучинга, и, возможно, даже аккуратно предложить обратиться к другому специалисту.

Интересно, что было несколько случаев, когда клиент после работы с психологом и решения психологических проблем, возвращался к работе с коучем.

📍С какими коучинговыми запросами чаще всего обращаются клиенты?

Александр: Поскольку коучинг в большинстве предполагает индивидуальную работу и, как следствие, стоимость, то к нам обращаются с целью организовать сессии для руководителей. Задачи разные: новый руководитель и его важно поддержать при адаптации в компании, быстрый рост в бизнесе и руководителям нужна поддержка, провели оценку 360 и руководителю важно развитие конкретных компетенций и тд.

📍О чем коуч должен спросить клиента на старте, о чем предупредить?

Александр: Анна правильно сказала, что один из самых важных шагов – четко обозначить возможности и ограничения при работе с коучем. Как клиент, так и коуч должны быть готовы попробовать другие форматы, если коучинг не подходит для решения поставленной задачи.

📍Как поступить в ситуации, если клиент говорит, что от сессий нет результатов и он зря теряет время?

Александр: Когда мы разговариваем о результатах, то всегда обозначаем, что понимаем под этим словом. В коучинге результаты зависят в первую очередь от клиента, потому что принятие решений о действиях и их реализации – на его стороне. Коуч создает среду, в которой клиент может найти варианты шагов по решению поставленной компанией задачи, выбрать вариант и реализовать его. И если говорят, что результатов нет, важно понимать, о чем именно идет речь. Иногда бывает, что после уточнения и прояснения принимается решение о замене коуча или изменении формата работы.

Коротко:

Коучи могут работать индивидуально с руководителем или проводить групповые занятия с командой. В первом случае задача специалиста — раскрыть потенциал клиента и помочь ему за счет внутренних ресурсов стать эффективнее. Во втором — развитие навыков работы в команде, создание вдохновляющего ясного видения, развитие стратегического мышления, исследование ценностей компании, команды, сотрудника и расстановка ценностных приоритетов, выработка согласованных действий и ясных шагов для ускорения достижения цели.

В коучинге результаты зависят в первую очередь от клиента, потому что принятие решений о действиях и их реализации – на его стороне. Специалист только создает среду, в которой клиент может найти варианты шагов по решению поставленной компанией задачи, выбрать вариант и реализовать его.

Перед началом работы стоит проговорить с коучем цели и задачи, которые хочет решить клиент, а также объяснить, что будет желаемым результатом сотрудничества. Также клиенту важно понимать, что хотя коучинг возник на стыке нескольких областей знаний (в том числе психологии) – психологи и коучи решают разные задачи.

___________

Подписывайтесь на Cotraco Group в ВК, ФБ и Ln.

Заходите на наш сайт