Найти в Дзене
картинки и разговоры

"Два трамвая" Бориса Эндера

4 февраля 1893 года в Петербурге, в семье агронома и ботаника родился Борис Эндер, художник-философ, живописец и поэт, дизайнер книги и книжный иллюстратор. В восемь лет Эндер начал брать уроки рисования у Ивана Билибина, спустя четыре года стал учеником Михаила Матюшкина. В 1918 году на его работы обратил внимание Казимир Малевич. В своем дневника Эндер позже вспоминал: «Малевич видел у Матюшина мои рисунки, выполненные в мастерской Петрова-Водкина. И перетащил <меня>. Это была первая вылазка. Это была полная отрешенность от академизма с первого шага. Никакого повторения образцов». Борис Эндер много занимался исследованиями в области живописи и рисунка, проблемами цвета в архитектуре и дизайне, развивал тенденцию "космического реализма". В 20-е годы он разработал особый вариант "биоморфной" абстракции, пытаясь воспроизвести ритмику природы с помощью пульсирующих цветовых пятен, связывая свои рисунки с законами цветовосприятия и физиологией мозга. В конце 20-х Эндер стал отходи

4 февраля 1893 года в Петербурге, в семье агронома и ботаника родился Борис Эндер, художник-философ, живописец и поэт, дизайнер книги и книжный иллюстратор.

В восемь лет Эндер начал брать уроки рисования у Ивана Билибина, спустя четыре года стал учеником Михаила Матюшкина. В 1918 году на его работы обратил внимание Казимир Малевич. В своем дневника Эндер позже вспоминал: «Малевич видел у Матюшина мои рисунки, выполненные в мастерской Петрова-Водкина. И перетащил <меня>. Это была первая вылазка. Это была полная отрешенность от академизма с первого шага. Никакого повторения образцов».

-2

Борис Эндер много занимался исследованиями в области живописи и рисунка, проблемами цвета в архитектуре и дизайне, развивал тенденцию "космического реализма".

-3

В 20-е годы он разработал особый вариант "биоморфной" абстракции, пытаясь воспроизвести ритмику природы с помощью пульсирующих цветовых пятен, связывая свои рисунки с законами цветовосприятия и физиологией мозга. В конце 20-х Эндер стал отходить от абстракции и беспредметной композиции в сторону реалистичной, более традиционной манеры.

-4

В 30-40-е гг Эндер много работал как дизайнер, оформлял Международную выставку в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке двумя годами позже.

-5

Эндер обладал мировоззрением художника-философа, стремящимся передать миру свое духовное богатство. Он оставил дневниковые записи, заметки о творческих поисках и размышления об искусстве. В 30-е годы, когда открытое обсуждение проблем искусства стало невозможным и опасным, дневник стал чуть ли не единственным собеседником Эндера. В последние десятилетия Эндер жил в тяжелой творческой изоляции и полном непризнании со стороны власти. Многочисленные его попытки войти в Союз художников остались тщетны.

-6

Сохранилось не так много его работ в области книжной графики, один из самых известных примеров - оформленное художником стихотворение Осипа Мандельштама "Два трамвая".

-7

Иллюстрации из этой книги были напечатаны в альбоме «Inside the Rainbow: Russian Children's Literature 1920-1935: Beautiful Books, Terrible TImes», изданном в Англии в 2015 году, а в прошлом году стихотворение Мандельштама с рисунками Бориса Эндера вошло также в англоязычный сборник с детской поэзией Маяковского, Мандельштама и Хармса "The Fire Horse".

-8
-9
-10
-11
-12
-13

Два трамвая

Иллюстратор Борис Эндер
Автор
Осип Мандельштам
Страна
СССР, Россия
Год издания
1925
Издательство
Гиз

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.