Найти тему
Оксана Воронцова

Свобода.

Насколько мы свободны? От окружающей действительности, от самих себя, от внутренних переживаний, от людского мнения, пусть даже отфильтрованного нашей наспех сформированной самоуверенностью, от навязанных непонятно кем стереотипов…? Кто может с точностью до едва уловимых, но практически всем и каждому понятных вибраций определить суть этого простого и старого как мир термина «Свобода». Где тот критерий, который позволяет чётко установить границы, за которыми заканчивается ощущение самости, самостийности и начинается несвобода?

Известное высказывание относительно того, что «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» не может быть универсальным, так как уже содержит в себе ограничение, связанное с мироощущением, интеллектуальным уровнем, эмоциональным интеллектом разных людей. А, как известно, самое общее понимание Свободы основано на том, что это состояние субъекта, в котором он является главной (определяющей) причиной своих действий или бездействий.

Анализируя бесчисленное множество определений свободы, можно увидеть такое же бесчисленное множество противоречий не только терминологического свойства, но и последующих цепочек рассуждения и, соответственно, выводов, которые появляются в результате сконструированных умозаключений. Так, например, легендарная «Советская энциклопедия», определяя свободу как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, содержит оговорку: опираться на познание объективной необходимости, что само по себе опять же ограничивает свободу. Остается ещё добавить известный постулат Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость» и критерий ограничения свободы проявится еще ярче! Поскольку человек не просто должен обладать сознанием, освоить этапы познания (чувственного и рационального), познать объективную необходимость, но и затем эту необходимость осознать, то есть трансформировать внутренне, неким образом смириться с определённой, объективно существующей необходимостью. Какая уж тут свобода?

Или еще одно определение из «Советской энциклопедии»: свободный полёт (косм.) – полёт космического аппарата с выключёнными ракетными двигателями (дрейф), проходящий под действием сил притяжения Солнца и планет. Так всё же: свободен такой полёт (космический корабль) или он испытывает воздействие небесных тел и этим «связан» и до конца «не свободен»? А если провести аналогию и предположить, что человек свободен только тогда, когда "отключены" его внутренние ресурсы, то это будет как минимум сон и, соответственно, свобода будет возможна только в этом состоянии?

Если трактовка свободы основывается на соблюдении норм (её, свободу, регламентирующих), то почему тогда, например, в поэзии свободный стих – это нерифмованные стихи, расчленённые на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости? То есть, свобода – это, наоборот, нарушение нормы, выход за установленные рамки? Вопросов больше, чем ответов. Но главный вопрос, наверное, связан с тем, как проявляется свобода изначально, где она «находится»: внутри или во вне? Когда человек истинно свободен? Когда это - его внутреннее состояние или всё же это внешнее проявление поведения человека в отношениях с внешним миром? В каком случае человек свободнее и что первично: внутреннее или внешнее ощущение свободы? В этой связи можно вспомнить цитату Ф.М. Достоевского: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». А Жан-Поль Сартр раскрывал свободу через внутренние состояние — состояние любви: «Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу». Ощущение и тем более осознание свободы достаточно уникально и неповторимо для каждого из нас. Можно согласиться и с утверждением о том, что чем свободнее человек внутренне, тем более ограничивает он себя во взаимоотношениях с окружающими его людьми, разумно регулируя, контролируя своё поведение. И наоборот, чем более человек свободен, раскован в жизни, тем более он ограничен, "зажат" внутри. Подводя итог цепочке рассуждений, которым нет конца, наверное, можно предположить, что в понимании свободы всё-таки первичны внутренние ощущения, вибрации и только затем уже осознанные индивидуальные установки, которые помогают обрести свободу во вне. Ведь, как сказал когда-то Генри Миллер: «Существует лишь одно великое приключение – и это путешествие внутрь себя, и тут не имеют значения ни время, ни пространство, ни даже поступки»...