Найти тему
Илья Кашапов

Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе?

Оглавление

Кто такой тьютор

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

-2

Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:

  • смена школы;
  • профессиональное ориентирование;
  • поступление в первый класс;
  • окончание школы;
  • поступление в техникум или ВУЗ;
  • трудоустройство;
  • проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
  • переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.

Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.

Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.

-3

Задачи тьютора

Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.

Задачи тьютора:

  • помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
  • помочь человеку проявить себя;
  • научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
  • помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
  • помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
  • рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.

Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.

На каких специальностях

Поскольку tutoring является относительно новым направлением, узкопрофильные курсы в вузах еще встречаются редко. Поэтому абитуриентам лучше ориентироваться на специальности, максимально приближенные к этой профессии по перечню предметов, которые входят в программу, например: психология и социальная педагогика; психология образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; лечебная педагогика и психологическое консультирование. Чтобы поступить на эти специальности, абитуриентам потребуется предоставить результаты ЕГЭ по ряду предметов в зависимости от условий вуза. Чаще всего это биология, русский язык, обществознание, математика, химия.

-4

Обязанности на работе

Обязанности тьютора, работающего с конкретным ребенком, указаны в классификаторе профессий.

Они включают в себя:

выявление познавательных интересов ребенка, их структурирование и развитие;

подготовку индивидуальных программ обучения;

сопровождение во время подготовки и в процессе обучения;

помощь ученику в поиске необходимой информации для самообразования;

поддержку процесса формирования личности (целеполагание, формулировку персонального заказа на знания, анализ причин успехов и неудач);

оценку имеющихся у подопечного ресурсов, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели;

помощь в подборе профильных и дополнительных курсов;

поддержку в выборе пути, преодолении сложностей образовательного процесса;

профориентацию;

активизацию творческого потенциала для участия в научно-исследовательской деятельности;

контроль достигнутого уровня знаний. К функциям индивидуального педагога можно отнести консультирование учащегося относительно выстраивания линии поведения с родителями, другими учениками и преподавателями. При выявлении каких-либо трудностей у подопечного tutor проводит групповые или индивидуальные консультации с причастными лицами (учителями, родственниками, одноклассниками).

-5

Кому подходит

Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.

Tutor должен знать:

действующее законодательство в образовательной сфере;

основы возрастной психологии и педагогики;

особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;

способы мониторинга обучения подопечного; методики обучения и воспитательной работы;

все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);

варианты организации свободного времени ученика;

методы мотивации к обучению.

Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником.

Тьютору нужно обладать такими чертами:

самоорганизованность и ответственность;

психологическая устойчивость;

искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;

тактичность и толерантность;

способность анализировать и применять выводы на практике;

спокойствие и рассудительность;

высокая культура и творческие способности. Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.