Кто такой тьютор
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
Тьютор в обычной школе
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.
Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:
- смена школы;
- профессиональное ориентирование;
- поступление в первый класс;
- окончание школы;
- поступление в техникум или ВУЗ;
- трудоустройство;
- проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
- переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.
Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.
Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.
Задачи тьютора
Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.
Задачи тьютора:
- помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
- помочь человеку проявить себя;
- научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
- помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
- помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
- рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.
Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.
Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.
На каких специальностях
Поскольку tutoring является относительно новым направлением, узкопрофильные курсы в вузах еще встречаются редко. Поэтому абитуриентам лучше ориентироваться на специальности, максимально приближенные к этой профессии по перечню предметов, которые входят в программу, например: психология и социальная педагогика; психология образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; лечебная педагогика и психологическое консультирование. Чтобы поступить на эти специальности, абитуриентам потребуется предоставить результаты ЕГЭ по ряду предметов в зависимости от условий вуза. Чаще всего это биология, русский язык, обществознание, математика, химия.
Обязанности на работе
Обязанности тьютора, работающего с конкретным ребенком, указаны в классификаторе профессий.
Они включают в себя:
выявление познавательных интересов ребенка, их структурирование и развитие;
подготовку индивидуальных программ обучения;
сопровождение во время подготовки и в процессе обучения;
помощь ученику в поиске необходимой информации для самообразования;
поддержку процесса формирования личности (целеполагание, формулировку персонального заказа на знания, анализ причин успехов и неудач);
оценку имеющихся у подопечного ресурсов, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели;
помощь в подборе профильных и дополнительных курсов;
поддержку в выборе пути, преодолении сложностей образовательного процесса;
профориентацию;
активизацию творческого потенциала для участия в научно-исследовательской деятельности;
контроль достигнутого уровня знаний. К функциям индивидуального педагога можно отнести консультирование учащегося относительно выстраивания линии поведения с родителями, другими учениками и преподавателями. При выявлении каких-либо трудностей у подопечного tutor проводит групповые или индивидуальные консультации с причастными лицами (учителями, родственниками, одноклассниками).
Кому подходит
Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.
Tutor должен знать:
действующее законодательство в образовательной сфере;
основы возрастной психологии и педагогики;
особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
способы мониторинга обучения подопечного; методики обучения и воспитательной работы;
все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
варианты организации свободного времени ученика;
методы мотивации к обучению.
Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником.
Тьютору нужно обладать такими чертами:
самоорганизованность и ответственность;
психологическая устойчивость;
искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
тактичность и толерантность;
способность анализировать и применять выводы на практике;
спокойствие и рассудительность;
высокая культура и творческие способности. Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.