Здравствуйте, уважаемые читатели!
Проект "Новороссия" - романтический, несбыточный, в который с одной стороны были вложены ожидания десятков тысяч простых людей, мечтающих о лучшей, спокойной жизни, а с другой стороны - трезвый и холодный расчет политиков всех мастей, кабинетных и уличных. И это уже история, друзья.
Февраль 2014 года. Украина. После уличных столкновений, повлекших многочисленные жертвы, президент Янукович отстранен от власти и сбежал.
Волнения и анархия в Киеве.
Власти, по существу, нет. Каждый политик от оппозиции с луженой глоткой объявляет себя главным в стране. Уличные бойцы "сотен" Майдана размещаются в правительственных кабинетах, пьют трофейный коньяк и шампанское, празднуют победу, обсуждают "золотой унитаз Януковича".
Пока простые западенцы, свезенные на Майдан из деревень автобусами, восхищаются неоновыми лампами в коридорах администрации и пытаются отодрать блестящие молдинги внутреннего убранства лифтов - олигарх Порошенко постепенно прибирает власть в Украине к своим рукам.
Националисты тем временем штурмуют райотделы милиции, захватывают оружие, создают свои "патриотические", а попросту бандитские военнизированные формирования. Теперь мы власть! - уверенно заявляют националисты (они оказались лишь разменными пешками, пушечным мясом в руках украинских политиков) и громят магазины.
На предложения милиции прекратить погромы раздаются выкрики: - Я на Майдане стоял, а ты где был? По ту сторону? Мы вас всех к ногтю прижмем, коррупционеры недобитые!
Вскоре местные наци промаршируют с факелами по улицам Киева, а позже в рядах "добровольческих батальонов". Милиция и армия бездействуют, в этой обстановке силовики не знают, что им делать, кому служить. Все смешалось, как в Киеве образца 1917 года.
На Донбассе стихийно создаются народные дружины из неравнодушных людей, не желающих, чтобы ими управляла фашистская хунта.
Донбасс всегда тянулся к России, так как корни его были русскими и лишь политическое недоразумение советских времен включило Донбасс в состав Украинской ССР.
Вячеслав Пономарев, на тот момент всенародно избранный мэр Славянска: Мы обсудили создавшееся положение в стране, понимая, что взявшие в руки власть вооружённые радикалы придут на нашу землю с профашистскими настроениями. Никого не устраивало, что нас хотят сделать нацистским государством, заставить забыть о наших дедах и прежних достижениях.
Мы не хотели жить под фашистами и олигархами, которые, узурпировав власть, принимали важные решения для государства, не учитывая интересы народа, нарушая все нормы Конституции и международного права...
В Славянске (как и в других городах Донбасса) была организована народная дружина в 1200 человек, ее и возглавил Пономарев. Эти люди патрулировали улицы, следили за общественных порядком, потому что местная милиция самоустранилась.
Но, несмотря на то, что пророссийские активисты донбасских городов общались друг с другом - единой структуры, управляющей регионом, создано не было. Люди, по существу, занимались самодеятельностью. И оставались одни перед лицом опасности в виде радикалов из Киева, которые угрожали прибыть на Донбасс, переколоть всех несогласных и установить свою власть.
У жителей Славянска не было собственной армии, не было милиции, не было никого, кто мог бы их защитить. И тогда эти люди решаются на силовое изъятие оружия у бездействующих правительственных структур.
Отряд Пономарева, состоящих из бывших военных и милиционеров, ветеранов-афганцев, при поддержке местных жителей, проникает в отделение милиции, вскрывает оружейную комнату и вооружает этим оружием своих дружинников. Милиционеры сами отдают ключи от оружейки и просят лишь расписку.
Теперь отряд славянцев в 300 человек был вооружен пистолетами, автоматами, гранатометами. Кроме того, удалось достать немного боеприпасов. Но это была капля в море.
12 апреля 2014 года в Славянск прибыли пророссийские добровольцы из Крыма, в количестве 52 человек. Возглавлял эту группу Игорь Стрелков. Основу ее составляли жители Украины, ополченцы Крыма, российских добровольцев было всего лишь несколько человек.
"Я понимал, что с такой небольшой группой идти на Луганск или на Донецк не имеет смысла. Это города-миллионники, в которых пятьдесят человек … растворятся без видимого эффекта. Сразу мной была поставлена задача для себя — найти какой-то средней величины населённый пункт. С одной стороны, достаточно значимый, с другой стороны, в котором мы сможем быстро установить народную власть. Власть, поддержанную народом. А не просто захватить..." - вспоминал позднее Игорь Стрелков.
Объединившись с прибывшей группой, отряд ополченцев занял здания милиции, СБУ, администрации в Славянске и соседних Красном Лимане, Краматорске и Дружковке, над ними водружены российские флаги. В отряд вливались новые ополченцы, Пономарев передал Стрелкову управление отрядом, т.к. тот представился бывшим полковником ФСБ.
При поддержке местных жителей ополченцы начали возводить блок-посты на въезде в Славянск и укрепления вокруг города. Ополчение взяло власть в свои руки. Обороной города занимался Стрелков, а хозяйственными вопросами и вопросами жизнеобеспечения жителей - Пономарев.
"Подавляющее число жителей Славянска открыто выражали нам свою симпатию. Они, правда, полагали, что мы — так называемые „зелёные человечки“, поскольку одеты мы были в одинаковую униформу, примерно одинаково вооружены и достаточно хорошо снаряжены — за свой счёт, естественно.
И люди с большой радостью нас принимали. Они считали, что всё повторяется, как в Крыму," - вспоминал Стрелков.
13 апреля 2014 года так называемый Совет по национальной безопасности и обороны Украины принял решение начать в Славянске "антитеррористическую операцию" силами СБУ, МВД и ВСУ. Так называемый министр МВД Украины Арсен Аваков в тот же день объявил о начале силовой операции.
Вечером 13 апреля 2014 года возле Славянска защитниками города были замечены и обстреляны офицеры СБУ и сотрудники отряда спецназа СБУ "Альфа". Погиб офицер спецназа, ранены трое офицеров СБУ и МВД.
К Славянску подтягиваются вооруженные боевики "Правого сектора", батальон Национальной гвардии, сформированный из внутренних войск Украины и добровольцев "Самообороны Майдана". К ночи, в ходе локальных боевых столкновений с ополченцами, они сумели разблокировать два блок-поста на въезде в Славянск, потом продвижение вперед застопорилось.
Начались первые бои. Город окружали украинские войска.
14 апреля к ополченцам Славянска пробилось несколько армейских грузовиков с подмогой из Донецка и Краматорска.
Центр Славянска перегорожен баррикадами и общественным транспортом. Город контролируют ополченцы Стрелкова, все ждут штурма.
15 апреля. В соседнем Краматорске жители перегораживают дорогу колонне военных и отбирают у них бронетехнику и оружие.
Так ополченцы разжились переносными зенитно-ракетными комплексами. В Славянск, под российскими флагами, прибывают ополченцы Краматорска на шести захваченных бронетранспортерах.
Временно исполняющий обязанности президента Украины путчист Александр Турчинов обвиняет военнослужащих 25-й аэромобильной бригады в позорной сдаче оружия.
Жители окрестных сел блокируют движение других армейских колонн бронетехники, направленных в район проведения АТО, военным приходится разворачиваться и убывать обратно.
Под Краматорском, на складах министерства обороны, ополченцы находят законсервированное оружие времен Великой Отечественной. И это стало отличным подспорьем, пулеметы "Максим" и старинные противотанковые ружья раздали отрядам обороны. Правда, современные украинские танки (советские еще) они подбить не могли, но прошивали бронемашины пехоты и бронетранспортеры насквозь.
17-18 апреля между ополченцами Славянска и группой силовиков СБУ ведется бой за обладание телевизионной башни на горе Карачун. Она несколько раз переходит из рук в руки.
Когда ополченцы захватывают телевизионную башню - они включают трансляцию российского телевидения, когда башня оказывается в руках украинских бойцов СБУ - российское телевидение отключается. Тогда это почему-то казалось важным. Ожидали, что поднимутся Харьков, Одесса и Днепропетровск с Азовском.
20 апреля 2014 года. Перестрелка на блок-посту с боевиками "Правого сектора". Трое погибших со стороны местных жителей, двое убитых, четверо ранены среди боевиков "Правого сектора".
Украинцы стягивали все новые силы к Славянску. Бои теперь велись каждый день, не переставая. В пригородах работают украинские снайперы, уничтожая все живое. По городу прямой наводкой бьют танки, артиллерия и украинская авиация.
2 мая 2014 года. Славянск подвергнут массированной вертолетной атаке. Пока вертолеты крушат ракетами жилые кварталы и обрабатывают из пушек огневые точки ополченцев, под прикрытием бронетехники штурмовые колонны хунты постепенно взламывают баррикады и осторожно продвигаются к центру города.
Но внезапно оказалось, что небо Славянска защищено и к боевым вертолетам потянулись белые стрелы зенитных ракет. Два вертолета сбито, горят бронетранспортеры, атакующие откатываются назад. Позже сбили еще один вертолет, потом еще один и еще один. Вертолеты больше не показывались в небе Славянска.
Но штурмы продолжались, правда, осторожно, с оглядкой на Россию. Вдруг Большой брат рыкнет или пошлет свои войска для защиты мирных жителей Донбасса. Не рыкнул и никого не прислал. Тогда захватчики осмелели. Снова загрохотала артиллерия, а ее уже скопилось перед Славянском немало. Танки и бронетранспортеры снова пошли на штурм.
Из города хлынули толпы беженцев. В самом Славянске орудуют банды мародеров. Они нацепили на себя форму ополченцев и под шумок тащат из брошенных домой все, что плохо лежит, грабят мирное население.
С такими патрули ополчения расправляются на месте, разговор короткий - к стенке.
Осознав, что лобовые атаки не увенчаются успехом, "силы АТО" выбрали другую тактику. Они стали обходить Славянск и Краматорск, отрубая их от коммуникаций и снабжения. Взят с боями Красный Лиман, объята огнем Семеновка.
Семеновку ополченцам удалось отбить - здесь оказала отчаянное сопротивление противотанковая группа "Мотороллы" (Арсения Павлова).
Но натыкаясь а сопротивление, силовики отходят, обтекают опасное место и продолжают создавать свое растянутое кольцо.
Сразу после занятия новых позиций украинскими войсками - на них устанавливалась артиллерия и гранатометы и начинали долбить по Славянску. Город был уже окружен с трех сторон.
А положение гарнизона повстанцев становилось все отчаяннее. Гибли ополченцы, заканчивались патроны.
8 июня. Мощный артобстрел, артиллерия и танки со всех сторон бьют по улицам города. Горят жилые и административные здания. На улицах гибнут люди, прямое попадание уничтожило городской автобус с пассажирами.
Захвачен Ямполь. Николаевка пока держится, в ней ведет неравный бой "Моторолла" со своими бойцами.
"Николаевка окружена. Связи с гарнизоном нет. Продолжаются непрерывные обстрелы Семёновки, Николаевки, ТЭЦ. Количество расходуемых снарядов такое, что в Чечне такого не видал. Ночью Славянск был неоднократно обстрелян… Население охватила паника. Все проклинают Киев, Порошенко и… Россию. Которая дала надежду и бросила на произвол карателей… »" - вспоминает Игорь Стрелков.
По словам Стрелкова, украинская армия в июле 2014 года давит сплошным потоком брони и снарядов. Пехота практически не используется — только зачищает практически сравненные с землёй населённые пункты.
Геноцид в чистом виде. Если Россия не вступит в дело в самое ближайшее время, Новороссия погибнет в самом скором времени. Славянск погибнет намного раньше, чем все остальные. Наше снабжение полностью прервано. Так что разгрузки, ботинки, приборы ночного видения и всё прочее можно смело отправлять куда угодно — к нам они уже не дойдут».
5 июля 2014 г. Когда боеприпасы подошли к концу - было принято решение прорываться из оперативного окружения. На юге еще оставалась небольшая лазейка между заслонами украинских войск и батальонов нацистов.
Ночью бронегруппа ополченцев нанесла отвлекающий удар по украинским войскам (и почти вся погибла под ответными ударами), а колонна автомашин и автобусов с ополченцами Стрелкова и местными жителями под прикрытием темноты сумела выйти из окружения и двинулась в сторону Донецка.
Славянск, в целом, отбил четыре силовых штурма. Против нескольких сотен ополченцев действовала вооруженная группировка из 11 тысяч силовиков и националистов, 160 танков, 230 единиц прочей бронетехники, передвижные артиллерийские системы всех калибров.
Странно, но большинство артиллерийских ударов украинской армией наносилось именно по школам, больницам, детским домам и жилищам горожан. Освободители так себя не ведут, только захватчики.
В Донецке Стрелкова с товарищами встречали как героев. Они ими и были, сражаясь против батальонов бандеровцев и регулярной армии, превосходящей по численности в десятки раз.
В ходе боев в мае 2014 года ополченцами уничтожены 5 военных вертолетов ВСУ, военный самолет АН-30, 2 БТР и автомобиль "Урал" с РСЗО "Град".
Вячеслав Пономарёв считает, что общие потери украинских силовиков и боевиков "Правого сектора" только в ходе спецоперации 2-12 мая достигли 650 человек убитыми, ранеными и взятыми в плен.
Точная статистика потерь не известна до сих пор.
По большому счету авантюристам-самозванцам, которые руководили украинской армией с низкой боеспособностью, противостояли другие авантюристы - романтики и идеалисты, восхищенные крымскими событиями и мечтающие о присоединении Донбасса к России.
Друзья, если вам понравилась эта статья, добавляйтесь в подписчики канала, это поможет его развитию. Впереди много интересных статей, посвященных военной истории нашей Родины. Спасибо.