Найти в Дзене
ex libris

Дипломат Пётр Войков. Что мы знаем о нём?

В здании МИД РФ установлена Доска памяти с выбитыми на ней именами и фамилиями погибших на своём посту дипломатов. При внимательном изучении, обнаруживается неточность в одной надписи. Рядом с фамилией "Войков"

Десятого февраля, в День дипломатического работника, принято вспоминать людей в разное время представлявших нашу страну на международной арене. Но всех ли их мы знаем достаточно хорошо?

В здании МИД РФ установлена Доска памяти с выбитыми на ней именами и фамилиями погибших на своём посту дипломатов. При внимательном изучении, обнаруживается неточность в одной надписи. Рядом с фамилией "Войков" выбиты инициалы "П. И.", хотя отчество Полномочного представителя СССР в Польской республике было "Лазаревич".

Та самая "опечатка".
Та самая "опечатка".

Эту опечатку можно назвать «знаковой»: пожалуй, ни с кем из наших дипломатов не связано столько слухов и домыслов, как с Петром Войковым.

Пётр Войков
Пётр Войков

Войков как цареубийца

По поводу якобы непосредственного участия Войкова в убийстве царской семьи написано много, как правило, его обвинители ссылаются на мемуары эмигранта-невозвращенца Григория Беседовского, который работал с Войковым в Полпредстве СССР в Варшаве. Не станем распространяться по этому поводу, заметим лишь, что по итогам расследования, проведённого Следственным комитетом РФ ещё в 2011 году, уголовное дело против Войкова было прекращено.

Если же говорить о книге Беседовского "На путях к Термидору", то стоит учитывать предвзятое и негативное отношение автора к СССР, откуда он фактически бежал и нацеленность публикации именно на эмигрантские круги, для которых Войков был врагом уже из-за принадлежности к Коминтерну.


Войков как дипломат

Началом дипломатической карьеры Войкова можно считать его назначение на пост председателя российско-украинской делегации в советско-польской комиссии в октябре 1921 года. Работа на данном посту была связана с возвращением Польше культурных ценностей, оказавшихся на территории России, в числе прочего, и из-за эвакуации во время Первой мировой войны.


Ввиду исполнения XI статьи Рижского договора, комиссией были изучены документы, представленные польской стороной, некоторые претензии были отклонены (например по "Литовской метрике"), большинство же ценностей было возвращено, вплоть до символических ключей от Варшавы. Если какие-то из запрошенных наименований найти не удавалось, стороны договаривались о предоставлении равноценного эквивалента.


Очевидно, на этой должности Пётр Войков хорошо зарекомендовал себя, поскольку именно его в августе 1924 года назначили полномочным представителем СССР в Польше. Предложение о назначении было выдвинуто лично Наркомом иностранных дел Чичериным, который высоко ценил Войкова.

Нарком иностранных дел Чичерин и Войков
Нарком иностранных дел Чичерин и Войков


Должность Полпреда имела дополнительные сложности, поскольку Польшей в то время проводилась не слишком дружественная внешняя политика по отношению к СССР, кроме того, в стране находилось множество эмигрантов. Из-за опасности покушения с их стороны, представители МИДа Польши предложили Войкову предоставление личной охраны. Полпред ответил вежливым отказом.


Полноценного опыта дипломатической работы Войков не имел, что по началу вызывало замечания (сообщаемые своему начальству в докладах) со стороны иностранных коллег, многие из которых к тому же были представителями враждебных Советскому Союзу "буржуазных" стран.
Но тщательное изучение новой для себя профессии в сочетании в глубоким анализом политической обстановки в Польше дало свои результаты.

Во время визита Чичерина в Польшу в 1925-м году.
Во время визита Чичерина в Польшу в 1925-м году.

Советское полпредство достаточно чётко и точно информировало Москву о происходящем в Варшаве, что помогало избежать крупных провалов.
Деятельность Войкова способствовала сближению двух стран. Так, за время его полпредства прекратились столкновения на приграничных территориях, 31-го января 1926 года в Варшаве была открыта польско-советская торговая палата, упрочив экономические отношения между двумя государствами. С его подачи начато возобновление водного пути между Польшей и СССР. Также в январе 1926 года дан старт подготовке договора о ненападении, не прекращавшаяся даже после произошедшего в мае того же года военного переворота Пилсудского.

Прервать переговоры смогла только гибель Войкова в июне 1927 года. Его убийца Борис Коверда утверждал, что "отомстил за Россию" (некоторые источники ошибочно называют причиной убийства месть за царскую семью, хотя на суде Коверда подтвердил, что претензий лично к Петру Войкову он не имел и вообще не был с ним знаком) убив представителя Коминтерна.

На деле же Россия потеряла грамотного и энергичного дипломата, стремившегося упрочить её положение в мире.