Найти тему

Пленение князя Московского.

Истории известны случаи, когда в плен попадали короли и правители могущественных держав Европы и Азии, а затем благополучно возвращались и продолжали свою деятельность во главе государства. Так, король Ричард Львиное сердце два года томился в темнице австрийского герцога Леопольда, а Карл V Габсбург взял в плен при Павии французского короля Франсиска I. Но в России так уж повелось, что устранение от власти первого лица обязательно влечёт за собой необратимые последствия, которые на протяжении столетий оказывают влияние на её историческое развитие. Вспомним династический кризис начала XVII века, повлекший за собой Великую Смуту; ситуацию после смерти Петра I, ознаменовавшую собой целую эпоху так называемых «дворцовых переворотов». Под это утверждение подпадает и ситуация начала века XX, когда «низы не хотели, а верхи не могли»…   
       7 июля 1445 года в ходе войны Московского великого княжества с Казанским ханством, около Суздаля произошло сражение между войсками великого князя Василия II Тёмного и татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба, посланных на Русь ханом Улу-Мухаммедом. 
  
        Итогом сражения стал полный разгром московского войска и пленение великого князя. Сражение решило исход неудачной для Василия II кампании против казанских татар и имело тяжёлые последствия для Московского княжества. 
Успех татар был впечатляющим и получил известность далеко за пределами Руси. О поражении Василия II и его пленении знали в Литве и Польше. Катастрофа русских войск под Суздалем, известная как «Мамотяковщина», еще долгие годы (1470—1490-е) вспоминалась на Руси. 
Но великому князю удалось получить свободу ценой огромного выкупа - 200 тысяч рублей серебром. По одним данным Василий выкупа не заплатил, по другим – заплатил лишь часть (25 или 50 тысяч). Но князь вернулся из плена не один. Василия сопровождали, и затем стали в Москве править присланные ханом пятьсот татарских людей – «князья татарские со многими людьми» (см. М. Худяков, «Очерки по истории Казанского ханства», стр. 27). Улу-Мухаммед, раздававший в лучшие годы своей карьеры ярлыки на правление от имени высшей власти, так и продолжал считать Московию «своей» землёй. 
 
В истории князей Московских были взлеты и падения, победы и поражения. Но пленение Василия II, единственный случай попадания в плен князя Московского.
Истории известны случаи, когда в плен попадали короли и правители могущественных держав Европы и Азии, а затем благополучно возвращались и продолжали свою деятельность во главе государства. Так, король Ричард Львиное сердце два года томился в темнице австрийского герцога Леопольда, а Карл V Габсбург взял в плен при Павии французского короля Франсиска I. Но в России так уж повелось, что устранение от власти первого лица обязательно влечёт за собой необратимые последствия, которые на протяжении столетий оказывают влияние на её историческое развитие. Вспомним династический кризис начала XVII века, повлекший за собой Великую Смуту; ситуацию после смерти Петра I, ознаменовавшую собой целую эпоху так называемых «дворцовых переворотов». Под это утверждение подпадает и ситуация начала века XX, когда «низы не хотели, а верхи не могли»… 7 июля 1445 года в ходе войны Московского великого княжества с Казанским ханством, около Суздаля произошло сражение между войсками великого князя Василия II Тёмного и татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба, посланных на Русь ханом Улу-Мухаммедом. Итогом сражения стал полный разгром московского войска и пленение великого князя. Сражение решило исход неудачной для Василия II кампании против казанских татар и имело тяжёлые последствия для Московского княжества. Успех татар был впечатляющим и получил известность далеко за пределами Руси. О поражении Василия II и его пленении знали в Литве и Польше. Катастрофа русских войск под Суздалем, известная как «Мамотяковщина», еще долгие годы (1470—1490-е) вспоминалась на Руси. Но великому князю удалось получить свободу ценой огромного выкупа - 200 тысяч рублей серебром. По одним данным Василий выкупа не заплатил, по другим – заплатил лишь часть (25 или 50 тысяч). Но князь вернулся из плена не один. Василия сопровождали, и затем стали в Москве править присланные ханом пятьсот татарских людей – «князья татарские со многими людьми» (см. М. Худяков, «Очерки по истории Казанского ханства», стр. 27). Улу-Мухаммед, раздававший в лучшие годы своей карьеры ярлыки на правление от имени высшей власти, так и продолжал считать Московию «своей» землёй. В истории князей Московских были взлеты и падения, победы и поражения. Но пленение Василия II, единственный случай попадания в плен князя Московского.

Ставьте лайки и делитесь с друзьями в соцсетях. А так же приходите на мои экскурсии по сайту Дежурный-гид.рф инстаграмм dezhurnii_gid

До встречи на маршрутах.