Добрый день, дорогие друзья. Был среди военачальников Гражданской войны один, который хоть и известен, но не настолько, чтобы его имя без запинки назвал любой россиянин. Тем не менее, этот человек оставил после себя множество противоречивых эпитетов и такую же неоднозначную славу. Итак, если вы еще не знакомы, знакомьтесь: барон Роман Федорович Унгерн-Штернберг.
Итак, Роман Федорович (русское имя этнического немца) происходил из знатного и старинного немецко-балтийского рода. Когда барону было всего два года, его родители осели в Ревеле (Таллин), тогда находившемся в составе Российской Империи. В возрасте 16 лет барон был отчислен из училища за то, что заболел и уехал лечиться на юг. После отчим барона отправил его учиться в Морской кадетский корпус, где тот учился плохо и не слушал учителей. В итоге родителям пришлось забрать его из училища. Барон стал рваться на идущую тогда Русско-японскую войну, но в силу естественных причин на нее не попал.
После барон служил в 1-м Аргунском полку, дислоцировавшемся в Забайкалье, откуда его с позором выгнали, когда он подрался с однополчанином и получил саблей по голове. Затем, служа уже в другом полку, он загорелся освобождением Монголии от китайского господства, но с началом Первой мировой войны бросился на фронт, где серьезно отличился в боях.
В июле 1917 года барон вновь отправился в Забайкалье, где его и застала Великая октябрьская революция. Там он сразу же включился в контрреволюционную борьбу и взялся за основание Азиатской конной дивизии, аналога Дикой дивизии, только состоящей из монголов и бурят. Дисциплина в дивизии была сродни дисциплине в армии Чингисхана: барон не стеснялся наказывать своих подчиненных, проявляя порой в этом нечеловеческую жестокость. Уже тогда даже представители белогвардейских сил убедились в том, что барон - сущий отморозок и назвали его "безумным бароном". Каппелевцы обещали при встрече повесить барона на первом суку, а Врангель называл его партизаном-любителем. Боевые действия Азиатской конной дивизии носили характер жестоких и стремительных грабительских налетов. Пораженные таким средневековым характером барона, большевики прозвали его "первобытным чудовищем".
Красные наступали, воевать становилось все тяжелее и, наконец, в 1919 году барон уводит свои войска в Монголию. Войска Унгерна шли как освободители монголов от китайского ига, а потому он был всецело поддержан местным населением. После неудачного боя за город Урга, был разработан план взятия города. В один прекрасный день барон лично проник в город несмотря на то, что китайцы назначили большую награду за его голову. Разведав и узнав все, что нужно Унгерн уже возвращался назад, как вдруг заметил мирно дремавшего на посту китайского часового. Не выдержав, Унгерн спешился, подбежал к часовому и отхлестал его плетью. Ошалевшему китайцу барон объяснил кто он такой, и что сон на посту - грубейшее нарушение воинской дисциплины. Когда этот случай стал достоянием общественности, народ в городе возликовал, а китайцы впали в уныние, посчитав, что барону помогают сверхъестественные силы. Это, а также большое количество ранений привело к тому, что монголы стали звать Унгерна "Богом войны", искренне считая, что барона пули не берут.
Взятый город Унгерн подверг грабежам, пожарам и преследованиям китайцев и евреев, правда, когда его бойцы перешли на расправу с местным населением, он привычно жестоко заставил их бросить это дело. Пробыв какое-то время в городе, устав от безделия, Унгерн решает перейти границу и ударить по красным тылам. Самое удивительное в этом была цель барона: вдохновившийся Азией и разочаровавшийся в Европе, он к этому времени мечтал возродить империю Чингисхана.
Однако, планам барона не суждено было сбыться. После долгих и кровопролитных боев войско барона устало, а барон все так же рвался в бой, не стесняясь жестоко наказывать уставших подчиненных. Наконец, когда Унгерн принял решение отходить в Тибет, его подчиненные решили, что барон ведет их на верную гибель и устроили бунт.
Обстрелянный ночью в своей палатке Унгерн ушел от бунтовщиков, но недалеко, продолжая шататься вокруг лагеря и пытаться склонить обратно на свою сторону взбунтовавшиеся войска, которые отгоняли его от лагеря стрельбой. Наконец, когда барон пытался устроить переговоры с бойцами одного своего отряда, те схватили его и связали. Вскоре этот отряд был атакован красными, в результате чего барон оказался у большевиков.
Унгерну было предъявлено обвинение в борьбе против советской власти, в немотивированной расправе с мирным населением и в уничтожении городов и населенных пунктов. Барон был признан виновным по всем пунктам и приговорен к расстрелу. В 1998 году поклонники Унгерна попытались реабилитировать его, но Президиум Новосибирского областного суда в реабилитации отказал, посчитав обвинительный приговор Унгерна справедливым по всем пунктам.
Особой заслугой Унгерна считается его освобождение Монголии от китайского владычества. Сначала он выбил китайцев из Урги, а потом своим нападением на Забайкалье спровоцировал ввод красных частей в Монголию, в результате которого сегодня это независимое от Китая государство.
Лайк и подписка делают ленту интересней.