Найти тему

Почему нельзя поминать за упокой в храме самоубийц и некрещеных

Несмотря на то, что молитва это долг христианской любви, которая должна простираться на всех, независимо ни от чего, все же существуют случаи, когда поминовение за православным богослужением тех или иных людей невозможно.

Если кратко. В православном храме не поминают не крещеных и самоубийц.

Невозможность церковной молитвы за самоубийц.

С самоубийцами почти все понятно. Человек который собственной волей уничтожил самый главный дар Бога – собственную жизнь, тем самым лишает себя права на вечное блаженство и спасение. В этой связи молитва за него оказывается бессмысленной и констатируя это церковная традиция запрещает поминать самоубийц в храме. Исключение составляют случаи, когда человек сам себя лишил жизни находясь в несознательном состоянии, чаще всего связанном с психическим расстройством. Но и в этом случае церковное поминовение возможно исключительно после разбирательства специальной церковной комиссией, выводы которой выносятся на суд епископа. Конченое решение остается за ним.

Почему нельзя поминать в храме некрещеных.

Что касается некрещенных людей. Здесь ситуация осложняется тем, что среди них нередко бывают хорошие люди, которые хоть не крещены, но имеют в своей жизни нравственные принципы, достойные христианина и близкие к христианским. Как быть с ними? Здесь мы должны констатировать, что независимо от личных качеств и уровня нравственности, членом Церкви человека соделывает только таинство Крещения. Господь говорит: «… кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…» (Ин. 3:5). Это означает, что если человек не Крещен, то он не член Церкви и церковная молитва о нем строго говоря невозможна, поскольку для Церкви он сторонний элемент. Нередко данное правило пытаются поставить христианам в вину, мол молитесь только о себе и за своих. Но основания для этого вполне разумные.

В нынешней практике Русской Церкви существует безусловный запрет на поминовение в православном храме некрещеных усопших. Некрещеный усопший человек, как уже было сказано, не был членом Церкви. Православное вероучение весьма категорично относительно посмертной участи людей, которые сознательно не становились членами Церкви, имея для этого все возможности. Принято считать, что для некрещеных усопших отсутствует надежда на спасение. Это закономерно. Кто не признавал Бога при жизни и не следовал Ему может ли быть общником вечных благ в Царствии Небесном после смерти? Ответ ясный –нет. Почему не поможет молитва за такого человека? Дело в том, что отношения человека с Богом невозможны без его личного волеизъявления. Пока человек сам не примет Бога эти отношения не возможны. А поскольку для усопших, как уже лишенных возможности на свободу действий, никакое волеизъявление не возможно в силу природы, то и о начале отношений такого человека с Богом после смерти речи быть не может. Поэтому любая молитва о таких людях в общем то теряет всякий смысл. Она не просто бесполезна, но и не соответствует христианскому пониманию смысла жизни.