Найти тему
Алекс

Яндекс.Дзен

Оглавление

Я́ндекс.Дзе́н (Yandex Zen) — рекомендательная лента контента и платформа для блогеров. Работает в мобильных приложениях на Android[3] и iOS[4], с главной страницы Яндекса и встроен в Яндекс.Браузер. «Яндекс.Дзен» формирует ленту публикаций, автоматически подстраиваясь под интересы пользователя[5]. Подбор публикаций осуществляется на основе анализа истории посещённых страниц, указанных пользователем предпочтений, местоположения, времени суток и других факторов[6].

В марте 2019 года сайт посетило 43 млн человек, суточная аудитория более 10 млн человек[7].

Содержание

Технология[править | править код]

«Яндекс.Дзен» является примером реализации технологии специализированного искусственного интеллекта[8].

Для анализа интересов и предпочтений пользователя используются знания Яндекса о посещаемых сайтах, а также указанный пользователем круг интересов[9].

Система анализирует любимые ресурсы пользователя и другие особенности поведения с целью создания уникальной модели его предпочтений. С увеличением объёма данных о пользователе система предлагает ему всё более актуальные и релевантные публикации[10], в том числе и из незнакомых источников[11]. «Яндекс.Дзен» адаптируется под изменяющиеся интересы пользователя[12]. Например, если пользователь начнёт читать об архитектуре, материалов на эту тему в его ленте станет больше. И наоборот, если пользователь ставит дизлайки к статьям на определенную тему и блокирует источники, то таких материалов в его ленте будет меньше.[13]

Технология, лежащая в основе «Яндекс.Дзен», была адаптирована Яндексом и CERN для использования на Большом адронном коллайдере. С помощью неё проводится глубокий анализ результатов физических экспериментов на БАКе[14].

Платформа для создания контента[править | править код]

В 2017 году Яндекс объявил о запуске платформы, позволяющей компаниям и независимым авторам публиковать медиаконтент (статьи, фото, видео) напрямую в «Яндекс.Дзен»[15]. Платформа также позволяет популярным авторам зарабатывать на своих материалах, подключив рекламу[15].

За ноябрь 2018 года компания выплатила авторам 45 млн рублей[16].

До запуска платформы ленты пользователей «Яндекс.Дзен» состояли только из публикаций, отобранных из общедоступных источников[17].

По заверению руководства сервиса, стоит цель создать социальную медиаплатформу, где создатели контента общаются с читателями, а также вырастить внутри «Дзена» авторов, для которых он станет ключевой площадкой[18].

Создавать и редактировать контент можно с помощью десктопного редактора, а также через мобильное приложение[19].

Нирвана[править | править код]

В 2018 году Дзен запустил программу поддержки авторов и медиа, создающих качественный контент. Участники программы получают приоритет в показах в лентах Дзена. Кроме того, у каждого из них есть персональный менеджер, который сообщает автору о нарушениях, дает советы по ведению канала[20].

Для попадания в программу авторам необходимо соответствовать ряду условий:

  • Не менее 500 подписчиков
  • Не менее 10 000 уникальных посетителей для сайта
  • Не менее трёх материалов за прошедший месяц
  • Соблюдение правил Дзена[21]

Карма[править | править код]

Весной 2018 г. Дзен ввел понятие Кармы канала. Это система, которая помогает автору понять, насколько он успешен на платформе. Карма состоит из пяти «лучей» и учитывает оригинальность, качество контента, вовлечённость аудитории, развитие канала и его влиятельность[22].

История[править | править код]

В 1997 году Яндекс начал исследования в области natural language processing, машинного обучения и рекомендательных систем[23]. В 2009 году был создан метод машинного обучения Матрикснет, ставший одним из ключевых компонентов системы, на которой работает «Яндекс.Дзен»[6].

Первый сервис Яндекса, в котором появились технологии рекомендаций — Яндекс.Музыка, был запущен в сентябре 2014 года. Затем эти технологии также были внедрены в Яндекс.Маркете и Яндекс.Радио[24].

В июне 2015 года в бета-режиме стал доступен «Яндекс.Дзен»[24]. Первое время в ленте «Яндекс.Дзен» показывались только публикации в медиа, а сам сервис был открыт лишь для 5 % пользователей мобильного Яндекс. Браузера на Android, имеющих учётную запись в Яндексе. До этого «Яндекс.Дзен» был доступен в экспериментальном режиме на странице zen.yandex.ru.

В последующие месяцы в «Яндекс.Дзен» были добавлены другие виды контента: фотогалереи, статьи, блоги, форумы, видео с YouTube и др.[25].

По состоянию на апрель 2017 года «Яндекс.Дзен» доступен на более чем 50 языках и в более чем 100 странах, в том числе в США, Индии и Бразилии[1].

В 2017 году «Яндекс.Дзен» запустил на своей платформе особый формат – нарратив, адаптированный для просмотра на мобильных устройствах. Это набор слайдов с текстами, фото, видео и гифками. С осени 2017 г. нарративы тестировали медиа, а с января 2018 г. формат стал доступен и авторам платформы Дзена[26].

После добавления публичных профилей пользователей в марте 2019 года сервис приобрёл черты социальной сети[27].

В апреле 2019 года Яндекс.Дзен добавлен в браузеры Coc Coc во Вьетнаме и Opera в Турции[28].

Руководство[править | править код]

Руководителем «Яндекс.Дзен» является Виктор Ламбурт[25], медиадиректором — Даниил Трабун[29]. Генеральный директор — Дмитрий Иванов[30].

Финансы[править | править код]

Летом 2018 г. «Яндекс. Дзен» объявил экстраполяционную выручку (run rate) на 12 месяцев вперёд — 4 млрд рублей[31].

Монетизация сервиса происходит благодаря рекламным блокам, встроенным в новостные ленты (в России — объявления Яндекс.Директа)[25], и нативной рекламе[32].

В экспериментальном режиме запущен рекламный кабинет, в котором можно запустить таргетированную рекламу на рекламную публикацию[33].

Цензура на «Яндекс.Дзен»[править | править код]

В «Яндекс.Дзене» существуют ограничения показов материалов, нарушающих российское законодательство и правила сервиса. Например, могут быть ограничены в показах статьи, в которых присутствуют детальные описания трагических происшествий, шокирующий или откровенный контент, оскорбления и т.п.[34].

Так, в 2018 году «Яндекс.Дзен» понизил в выдаче все материалы канала МБХ-медиа (оппозиционный проект, названный в честь Михаила Ходорковского) сразу после блокировки зеркала сайта. «Яндекс.Дзен» упрекнул статьи о пытках в колониях и убийствах животных в излишней «детальности» (аргумент, что данные материалы имеют общественную значимость, принят не был)[35]. В декабре 2018 года по требованию Роскомнадзора канал «МБХ-медиа» был заблокирован[36]. 3 апреля 2019 года «Яндекс.Дзен» ограничил показ материалов Фонда борьбы с лейкемией, так как они содержали «трагический контент» (в тот же день ограничения были сняты и «Яндекс.Дзен» принес извинения за них)[37].

Конкуренты[править | править код]

После выхода «Яндекс.Дзена» несколько крупных компаний также анонсировали сервисы персональных рекомендаций. В мае 2016 года Mail.Ru Group представила похожий проект Likemore, предлагающий пользователям контент сообществ «ВКонтакте»[38]. В 2019 Mail.Ru Group запустила ещё один схожий сервис «Пульс»[39]. В августе 2016 года компания Google в тестовом режиме запустила аналогичный сервис, рекомендующий новостные статьи[40]. Apple и Facebook также запустили новостные сервисы с похожим функционалом[41].

Скандалы[править | править код]

Весной 2015 года основатель рекомендательных сервисов Surfingbird и Relap.io Сергей Шалаев обвинял «Яндекс» в переманивании к себе ключевых сотрудников для работы над конкурирующим проектом, якобы завуалировав свой интерес переговорами о сделке