Найти тему
Читать — не скучно!

Когда ребёнок ревёт — это хорошо

Год 2020 для ШРЧК начался так суматошно, что на Дзен не хватало времени весь январь. И даже сейчас мы пишем на бегу и в спешке, но не написать нельзя. Мы должны поделиться. Наш куратор Рина просто обожает, когда дети после её занятий плачут.

Во время занятия в Школе развития читательских компетенций, 2019.
Во время занятия в Школе развития читательских компетенций, 2019.

Кажется, это вообще нездоровая тема, когда тьютор так говорит, но всё-таки слёзы — это замечательно, потому что это показатель эмоций. Одним из самых сложных для анализа текстов в первом полугодии для подростков из ШРЧК был "Мальчик у Христа на ёлке" Ф. М. Достоевского. Очень нестандартный рождественский рассказ из "Дневника писателя", короткий, но в то же время довольно насыщенный. Главный герой — мальчик — встречается за то время, что проводит на улице, с разными людьми, и в каждом из них при этой встрече проявляется достаточно ярко одна черта характера.

Очень важно, чтобы ребята научились вообще называть эти чувства: брезгливость, отвращение, равнодушие, злой умысел — и милосердие, сострадание, принятие. Как правило, подростки не могут подобрать верных слов, чтобы выразить своё отношение что к тексту, что к событию из собственной жизни. Важно научить их рефлексии, и если, задумавшись, ребенок начинает плакать — а как сказала бабушка одного из слушателей, её внук рыдал полвечера, жалея замёрзшего насмерть мальчика-сироту, придуманного Достоевским, — то эти слёзы даже полезны.
Дело не в том, что нужно в повседневной жизни почаще реветь; но нужно уметь чувствовать, развивать в себе эмоциональный интеллект. Это — основа рефлексии, скелет отзыва на текст.
Рина МОГУТОВА, куратор ШРЧК.