Я научилась читать в 4 года. Бабушка помогла. Ну и что? Да ничего. Никакого преимущества во взрослой жизни мне это не дало.
К чему это я? Это такая подводка к фильму режиссера Юрия Чулюкина "Не хочу быть взрослым". Фильм снят в 1982 году, но тема, в нем затронутая, сейчас также актуальна. Просто тогда эта вакханалия раннего развития детей только начиналась.
Молодая семья, мама (Наталья Варлей), папа (Евгений Стеблов) и мальчик Павлик прилетают из Петропавловска-Камчатского в подмосковный городок, чтобы повидаться с бабушкой и отдохнуть. Бабушка не видела своих близких пять лет, поэтому их образ жизни поразил ее до крайности. Оказывается жизнь своего ребенка папа и мама поделили поровну - по двадцать минут на каждого.
Девиз родителей "Ни минуты впустую!". Папа где-то вычитал, что до семи лет мозг человека активно растет и усваивает огромное количество информации, а значит надо успеть втолкнуть в него массу полезных сведений, например, таких: имя автора картины "Иван Грозный убивает своего сына"; диаметр земного шара; стихотворение Есенина о маме; какое произведение звучит так: "та-та-та-там! та-та-та-там!" и кто его автор.
Когда папина двадцатиминутка заканчивается, за дело принимается мама. Она у нас поборница физического развития. Кувырок, "колесо", несколько приемов самбо, и в конце занятия - прыжок с крыши сарая в растянутое родителями одеяло.
На завтрак у всех троих кипяченая вода, так как организм тратит огромное количество энергии на переваривание пищи. Но тут бабушку не собьешь с правильного пути и внук получает блинчик с творогом и стакан молока.
А дальше начинается самое интересное. Пока у родителей минутная передышка перед очередным приступом педагогической деятельности, бабушка отпускает внука гулять. На вопрос: "А на сколько минут?", отвечает: "До вечера!".
Временные рамки определены, а территориальные - нет, и счастливый Павлик садится в автобус и отправляется в Москву. Тут начинаются его приключения, о которых писать не буду, а вдруг вы сами захотите посмотреть фильм.
Скажу только, что этот длинный счастливый день дал мальчику возможность понять, что он не хочет быть взрослым в свои пять лет.
Есть у меня парочка таких знакомых семей. Ну, не таких полоумных, конечно, но похожих. Там жизнь детей расписана по минутам: кружки, секции, репетиторы, мероприятия. Вот только одно маленькое "но" - практически никто из этих малышей не способен к творческой работе. Точнее, может быть и способны, но у них нет времени выдохнуть и освободить свою фантазию, забитую информацией. Родители считают, что их дети достаточно загружены, чтобы тратить время на такую ерунду, как детсадовские творческие задания. Заботливые мамаши просто заказывают поделки в интернете.
Кто бы мне объяснил, в чем смысл этого раннего развития? В конечном итоге практически все дети выходят примерно на один уровень. И Игорь Дюкарев, который в первом классе сидел со мной за одной партой и не знал ни одной буквы, в конце концов догнал меня в скорости чтения, а в арифметике - обогнал. Стоит ли лишать детей радостей детства?
Кстати, Павлик в фильме отлично находит общий язык со взрослыми, но элементарно не умеет играть в мяч-)
Продолжение темы в следующем тексте. У меня в запасе есть еще один любопытный фильм Юрия Чулюкина.
Спасибо за внимание. Пишите комментарии, замечания, предложения, даже - жалобы. Помогите моему каналу развиться.
Все изображения взяты из открытых источников.