Буржуазное государство немыслимо без церкви
Большевики пытались вывести Россию из средневековья к социализму, минуя буржуазную стадию. Увы, жестокая логика истории возвращала нашу революцию в буржуазное русло. А буржуазное государство ХХ и XXI вв. немыслимо без религии и церкви.
Кандидат философских наук Татьяна Пронина пишет о «своеобразном советско-религиозном двоеверии», однако голословно приписывает это сохранившейся традиции и внутренней религиозности русского народа. Искать же причину на самом деле нужно в противоречиях сталинской контрреволюции, которая с одной стороны свела коммунистическую идею к ритуалу, а с другой приучила советских граждан к двоедушию.
Оруэлл в своём замечательном эссе «Во чреве кита» прекрасно описал превращение сталинизма в религию. Присовокупим ценное рассуждение советского и российского историка Вадима Роговина:
«Официальная пропаганда всё более отождествляла партийное единство с беспрекословным подчинением воле вождя, упорно обрабатывала массовое сознание в духе культа Сталина. Успехам такого рода идеологических манипуляций благоприятствовал низкий уровень политической культуры масс, социальное сознание которых было отягощено многовековым наследием культурной отсталости».
Мнение церковников
Это и обусловило сближение партии с церковью и совмещение светских и религиозных ритуалов в быте простых граждан, особенно в деревне.
Весьма интересна в этой связи статья протоиерея Владислава Цыпина «О религиозном возрождении и церковном диссидентстве 1970-х годов». Статья была опубликована в 2013 году на сайте «Православие.Ru» и в достаточной мере отражает точку зрения высших церковников.
Так вот Цыпин с похвалой отзывается о сталинской политике, благодаря которой «по-прежнему декларируемый интернационализм был ревизован в сторону, не совместимую с космополитизмом, ставшим в конце 1940-х годов одиозным жупелом, зато совместимую с патриотизмом, так что тысячелетняя история России стала уже вполне официально представляться не столько как история тюрьмы порабощенных народов и угнетенных классов, а как славная история побед русского оружия, успешно отражавшего натиск врагов», а отношение к церкви «стало более терпимым».
Попы в борьбе с троцкизмом
Батюшка Цыпин выступает как правоверный сталинец (видимо, сказалось советское высшее образование): воздав хвалу Сталину, он обрушивается на Хрущёва за то, что тот «погасил» эффект «идеологической эволюции военных и предвоенных лет», развенчал культ личности Сталина и отказался от «защиты приоритетов русских ученых и изобретателей», то есть от антисемитской политики Сталина. С разгону батюшка даже объявляет Хрущёва тайным троцкистом!
Но потом всё-таки вынужденно признаёт, что виновата в упадке религиозности не хрущёвская антирелигиозная кампания, а «стремительная урбанизация». Люди переезжали в город и прощались с бабкиными поверьями. Феномен же «религиозного возрождения» Цыпин связывает не с деревенскими обрядами, а с ростом религиозных настроений в среде столичной (московской и ленинградской) интеллигенции.
Интеллигенция и молодёжь идут в церковь
То же явствует из доклада священника Глеба Якунина христианскому комитету «О современном положении РПЦ и перспективах религиозного возрождения России» (15.08.1979), который цитирует Пронина: «В современной России происходит пробуждение и рост религиозного сознания. К религии тянутся, к религии приходят те, кто еще вчера был атеистом. А в основном обращается к Богу интеллигенция, молодежь...»
Цыпин считает, что «это была реакция на очевидный крах официальный идеологии, впрочем, не всем, конечно, очевидный». На этот фактор ссылаются и научные сотрудники Института социологии РАН Гаврилов и Шевченко: «В религиозные общины приходило новое, более молодое и образованное поколение, которое в условиях дискредитации официальной коммунистической идеологии все более активно стремилось к обретению иных мировоззренческих ориентиров».
Итак, именно сталинизм унавозил почву для распространения религиозных предрассудков среди советских граждан, прежде всего, среди молодёжи и интеллектуалов.
Полный текст статьи читайте здесь.