У Мартина Хайдеггера есть теория, что человек может жить в 2-х разных состояниях существования:
- Состоянии забвения бытия
- Состоянии сознания бытия
Эти способы совершенно разного уровня. Его теория дает ответ на вопрос зачем живым людям помнить о смерти.
Состояние забвения бытия
Это панда Мята
Ее жизнь полна рутины, домашних дел и забот. Больше всего в жизни она боится быть отвергнутой, непринятой другими пандами. Мята часто ощущает себя одинокой, а по ночам ей снятся плохие сны.
Ее выводит из себя, когда муж выдавливает пасту из верхней части тюбика. Она не любит, когда дети оставляют на столе грязную посуду, а мама приезжает в гости без предупреждения. Мята никогда об этом не говорила, потому что боялась потерять их любовь.
От умалчивания негативных переживаний у панды началась нескончаемая фоновая тревога. Но она нашла универсальный способ заглушать и ее: она говорит себе, что все будет хорошо.
Жизнь панды Мяты — это пример того, как человек живет в состоянии забвения бытия. Он не осознает себя творцом собственной жизни, от проблем и сложностей он спасается бегством. Такой человек привык жить с мыслью, что надо еще чуть-чуть потерпеть и все наладится.
Кризис — это опасность и возможность
Панда Мята была еще молода, для того чтобы встретиться со смертью. Но так сложилась ее жизнь, что она заболела. Это была опасная опухоль лимфоузла шеи.
После того как она узнала о болезни, Мята испытала чувства, которые не могла вынести. Она много переживала, волновалась за будущее детей, жалела что не ценила отведенное ей время, и воплотила так мало своих мечт.
Хайдейггер говорил, что существовать в состоянии сознания бытия значит непрерывно осознавать свое бытие. И не только его мимолетность, но и ответственность за него. В таком способе существования человек осознает свои возможности и ограничения, и может их принять. Он конфронтирует с абсолютной свободой и небытием — и не испытывает тревогу перед их лицом.
Переход к сознанию бытия
Простым или даже очень сильным усилием воли, сквозь скрежет зубов нам не перейти от состояния забвения к состоянию сознания бытия. Для этого необходимы обстоятельства, которые вытряхнут, вырвут человека из привычного существования. «И смерть — это обстоятельство, которое превосходит все остальные: смерть есть условие, дающее нам возможность жить аутентичной жизнью.»
У Мяты начался самый тяжелый кризис в ее жизни, и она решила обратиться за помощью к психотерапевту. По счастливой случайности панда попала к психотерапевту, который практиковал экзистенциальный подход. Идея Мартина Хайдеггера была центральной концепцией экзистенциального подхода.
Почему важно помнить о смерти
Во время психотерапии Мята осознала, что все время отрицала свою смертность — это и был корень всех ее проблем.
Жизнь и смерть существуют параллельно, а не сменяя друг друга. Забывая или отрицая свою конечность, человек не может полноценно чувствовать себя живым. Эта конфронтация со смертью увеличивает наше удовольствие от проживания жизни.
«У меня было две жизни. Первая жизнь закончилась, когда я узнала о диагнозе. Я не смогла выдержать такой неожиданной близости со смертью. Но после, началась новая жизнь, родившаяся из смерти. В первой жизни, я жила одной минутой. Я вечно была недовольна, и считала что мир не справедлив. О будущем я тогда и не думала, оно было где-то в тумане. Житейские пустяки казались мне важнее.
Вторая моя жизнь — это я сейчас. Я влюблена в жизнь. Я замираю, смотря на листья деревьев, которые колышет ветер. Я ошеломлена красотой этого мира. Уверена, оставшись в первой жизни, я бы никогда не почувствовала полной радости жизни. Чтобы начать жить, я должна была увидеть смерть глаза в глаза. Мне нужно было умереть для того, чтобы жить.»
Дружба со смертью
Критическим переломом для Мяты стал момент ожидания результатов биопсии. Так случилось, что дни сдачи анализов и новой встречи с психотерапевтом совпали. Панде нужно было двадцать четыре часа ожидать результатов, чтобы узнать, злокачественное образование или нет.
До этого дня Мята не позволяла себе выражать никакие негативные переживания, но ужас ее был на столько силен, что она не смогла его скрыть вечером на сессии. Эта сессия стала для нее очень важным событием, поскольку психотерапевт помог ей увидеть и выразить ее страх — одиночество. Во время встречи Мята поняла на глубинном уровне: что бы она не делала, сколько бы не перекладывала ответственность и не откладывала жизнь, все равно в конце концов ей придется встретиться со смертью один на один. Никто не умрет вместо нее.
На следующий день Мята узнала, что опухоль доброкачественная. Это знакомство со смертью, помогло панде Мяте взять штурвал корабля «Жизнь» в свои лапы.