Понятие «рейдерский захват» появилось в девяностые — тогда рейдеры любыми возможными методами забирали себе чужой бизнес. В ход шли шантаж, угрозы, физическая расправа. В наше время рейдерские захваты никуда не делись, но стали незаметнее: теперь рейдеры проникают в компании, подтасовывают документы, используют суды и контролирующие органы.
Кто такие рейдеры
Рейдеры — это всегда группа людей, потому что в одиночку захват не провернуть. Обычно в эту группу входят преступники, которых можно назвать образованными: они юридически подкованы, хорошие организаторы. Это могут быть бывшие сотрудники различных органов:
- полиции — у них есть связи и возможность собрать закрытую информацию на человека и компанию;
- органов власти — также со связями и пониманием, как работает бизнес;
- нечистые на руку юристы — они знают, где найти лазейку в документах, законах, чтобы надавить на компанию.
Как раз потому что рейдерством занимаются квалифицированные преступники, их сложно поймать, если только они не перешли к угрозам и убийствам, но сейчас это встречается редко.
Как рейдеры находят жертву
Все подряд компании рейдеров не интересуют, неважна и сфера деятельности. Для рейдерского захвата подходит любая фирма со значимыми активами: акциями, деньгами, машинами, зданиями и землей, золотыми слитками в сейфе.
Иногда предприниматели думают, что рейдеров интересует сама компания, но это не так. После рейдерского захвата компанией никто не будет заниматься, а тем более работать в ней: рейдеров интересуют только активы фирмы и деньги, которые можно с них получить.
Но есть компании, которые привлекают больше других:
- крупные компании в сфере услуг — потому что работают с наличными и по значимым контрактам. Если есть наличные, легче найти обнал, уход от налогов и серые операции — и тем самым подцепить руководителя;
- строительные компании — потому что у них чаще всего большие обороты;
- заводы и предприятия — потому что много активов, есть ради чего стараться.
Рейдеров интересуют только активы фирмы и деньги, которые можно с них получить
А вот примеры тех, кому рейдерский захват вряд ли грозит:
- небольшой магазин, сеть магазинов — мало активов, прибыльность бизнеса невысокая;
- кафе и рестораны — нет дорогостоящего имущества;
- автосалоны — мало активов, и даже сами машины чаще всего салону не принадлежат. Салон — это как каталог товаров.
Но главное: компания должна быть на хорошем счету с точки зрения бизнеса, ведь дешевый бизнес никого не интересует.
Что важно рейдерам, какие схемы из девяностых они используют и как защититься, читайте в статье: