Предыдущее «Лирическое отступление» (Толерантность в школе 3 - Лирическое отступление) показалось мне не вполне законченным, да и как можно закончить лирические отступления… Поэтому как выдалось время, хочу предложить читательскому вниманию несколько эпизодов как своеобразную информацию для размышления.
Вопросы, вопросы…
Понятно, что прежде толерантности неплохо было бы привить подрастающему поколению автохтонов хотя бы элементарное понимание своей национальной культуры. Чтобы могли они поведать приезжающим не только о том, в каком супермаркете выгоднее затовариваться.
Тогда сразу вопрос: а каково интеллектуально-нравственное состояние самого титульного этноса? Программу «Толерантность» придумывали больше для местных жителей, нежели для приезжих, это не подлежит сомнению. Местные чаще всего недолюбливают приезжих, приезжие даже при стойкой антипатии вынуждены приспосабливаться. Вот и следующий вопрос: к чему приспосабливаться?
«Сейчас поглядим, какой это Сухов…»
Как говорят, всё познаётся в сравнении. Вот и сравним, кто и как восприимчив к тому разумному, доброму, вечному, которое пытаются сеять учителя.
Преподавая ОБЖ, стремился как историк добавить в задания исторического содержания, так и интересней, и метапредметность соблюдается. Одним из таких заданий по теме «Автономное существование в природных условиях» составить рассказ об одном из христианских монахов-подвижников как пример добровольного автономного существования. Может показаться удивительным, но лучше справились с заданием несколько ребят из Средней Азии и Азербайджана, а самая лучшая работа была у узбекской девочки из весьма религиозной семьи мусульман. Вот так. Задача шестиклассников была составить рассказ с помощью родителей и, к сожалению, больше половины русских ребят вообще не справились: не они сами, ни родители вообще не в курсе оказались о ком речь.
Уже недавно на уроке разбирали эпоху Петра I, в одном из исторических документов встретилась временная привязка с отсылкой к сырной неделе. Теперь уже можно догадаться, кто тот единственный ученик 8-го класса, для которого не оказалось новостью, что сырная неделя – это и есть знаменитая Масленица, последняя неделя перед Великим постом. Парень с Таджикистана.
Это только пара примеров из множества.
Надо ли говорить, что грамотность речи при выполнении хоть устных, хоть письменных заданий у половины автохтонного молодого поколения почему-то ухудшается, засоряясь словами и оборотами-паразитами. А вот у мигрантов чаще наблюдал обратный процесс: школьники и школьницы, которые ещё не так давно внятно по-русски ни говорить, ни писать не умели, своими успехами становятся примером.
«…и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3:9)
Вряд ли можно считать удовлетворительным, когда ученик с фамилией Меджлумян куда грамотнее строит речь на русском языке, чем ученик с фамилией Иванов. Но не только ведь в элементарной грамотности дело. Среди школьниц-старшеклассниц обращение как к будущим матерям всё чаще находит непонимание и раздражение, в своей жизни главным они считают явно нечто другое. Среди учениц из семей мигрантов такие мотивации явно предпочтительнее.
Свято место пусто не бывает, как говорит русская пословица. Ну или как считали древние греки, природа не терпит пустоты. Распространение толерантности уж явно не способствует упрочению национальной идентичности. Скорее наоборот, всё больше того, что представляет население, а не народ. Но… природа не терпит пустоты. И что тогда?..
А тогда как в известном фильме «Бакенбарды»: «Человек любит Пушкина, ходит по русской земле, говорит, думает и чувствует по-русски. Стало быть, кто он?» Правильно – русский. А то, что он не Иванов, ну так если Ивановы-Петровы-Сидоровы сами себя обозначить уже не могут. Так что, если Бог может воздвигнуть из камней сынов Авраама, то почему бы не сотворить русских из новоиспечённых москвичей, петербуржцев, рязанцев. Только вот толерантность здесь явно лишняя, не помогает она взаимному уважению. Нельзя уважать тех, кому всё едино или точнее, всё одинаково безразлично. Принятие всех духовных ценностей сразу отовсюду значит неприятие никаких.
Читайте также:
Толерантность в школе - что это за зверь?
Толерантность в школе 2 - чего хотели и что получили
Толерантность в школе 3 - Лирическое отступление
И традиционное: читайте, подписывайтесь, ставьте like. Продолжение следует.