Воспитание хорошего игрока - чрезвычайно сложная задача. Прежде всего, потому что футбол постоянно развивается, а мы тренируемся сегодня и мы получим готовый «продукт» через несколько лет. Поэтому мы должны смотреть в будущее и пытаться предсказать, в каком направлении движется футбол. До недавнего времени наибольшее внимание уделялось тактике, технике или физике. Часто эти элементы совершенствовались изолированно, тренеры фокусировались либо на технике обучения, либо на тактических схемах, либо на беге в парке. К счастью, осведомленность тренеров сильно изменилась, мы больше не повторяем тренировки, не тренируем так, как нас тренировали, мы не делаем упражнения или игры, потому что они кажутся крутыми или просто потому, что Барселона тренируется таким образом. Все чаще мы учим футболу всесторонне, потому что вы не можете скрыть что все компоненты в тренировочном процессе взаимопроникают и поддерживают друг друга: техника, тактика, двигательные навыки и умственные способности. И хорошо, что работа «головы» все чаще ценится, потому что она чрезвычайно важна. В современном футболе мы все больше ценим то, как игроки думают, какие решения они принимают, как они понимают ситуацию на поле. Я думаю, что это хороший шаг, но важно не сосредоточиться только на этом, а иметь в виду всестороннюю подготовку игрока к игре.
Психологический аспект играет все более важную роль. Если мы хотим воспитать умного футболиста, нам нужно больше времени уделять работе над элементами, которые развивают процессы, которые происходят в голове во время игры. Сегодня восприятие или принятие решений считаются ключевыми навыками.
Во время одной стажировки в Португалии я много беседовал с тренерами, и во время этих бесед я понял, на чем фокусируются тренеры. Основное внимание уделяется технике игрока, принятию решений и ... реагированию на меняющиеся условия игры., Хотя техника или принятие решений были для меня очевидны, последний аспект меня немного удивил. Однако после многих споров я понял эту точку зрения. Молодые игроки должны научиться действовать в разных ситуациях. Мы не можем подготовить их для каждой ситуации, дать конкретные ответы, потому что на самом деле каждая ситуация совершенно другая и, вероятно, никогда не повторится. Но мы можем создать для них среду, в которой эти условия будут меняться довольно часто, и игроки будут вынуждены быстро реагировать и адаптироваться. Они будут просто вынуждены постоянно думать. Но ... если футбол сам по себе является такой динамичной игрой, нужно ли вам создавать изменяющиеся условия и создавать новую среду для игроков? Если мы хотим обучать умных и креативных игроков, то да! Стоит!
Как ввести меняющиеся условия игры?
Если вы хотите развивать своих игроков еще больше, вам не всегда нужно использовать много разных методов обучения. Иногда достаточно небольшой модификации, одной маленькой процедуры, и та же игра приобретает совершенно другого персонажа. И, кстати, вам не придется тратить время на подготовку нового поля для игры, которое увеличивает интенсивность занятий, как физических, так и умственных.
Переходные фазы
Для многих эта тема очень очевидна, но по сей день случается так, когда тренеры не обращают на это внимания, то есть упражнение или игра не содержат этих этапов. Два классических примера - 1 на 1 в атакующих и оборонных играх. В первом случае игрок с мячом играет с защитником 1 на 1, и цель состоит в том, чтобы забить. Все круто, но какова задача защитника после получения мяча? Оба игрока останавливаются и обычно меняются ролями в следующем повторении. И все же, достаточно указать зону, в которую нужно ввести мяч, или установить небольшую цель, в которую защитник должен играть после получения, и у нас уже есть переходные фазы, то есть условия в игре для игроков меняются.
Похожая ситуация с играми типа Rondo, защитник внутри забирает мяч, игра останавливается, меняются ролями и мы продолжаем играть. Этого также можно избежать, установив дополнительные задачи.
Изменение формы игрового поля
Очень простая модификация игры, но оказывающая очень большое влияние на ход игры. В простом примере — игра 4v4 с вратарями. Давайте посмотрим на ту же игру, на тех же принципах, где расположение игроков и цель игры идентичны, но мы изменим форму. Длину и ширину. Методы достижения цели будут совершенно разными, изменится расположение игроков, появятся свободные зоны в совершенно разных местах, изменится тип передач, которые будут доминировать, вероятно, также количество выстрелов. Хотя обе игры, реализованные на тренировках «изолированно», после нескольких повторений не вызовут проблем у игроков, особенно у более умных, если мы будем их использовать по одной, это может стать проблемой. Особенно в начале, прежде чем игроки адаптируются к новым условиям, которые создает игра. А если мы пойдем еще дальше и будем плавно использовать вращение поля во время игры? Сколько времени потребуется игрокам, прежде чем они заметят, что появились совершенно разные возможности, например, свободные боковые сектора или короткое расстояние до цели противника. Как быстро они переключат мышление и отреагируют соответственно? Попробуйте ввести такие модификации во время игры и посмотрите реакции игроков, сколько времени им нужно, чтобы воспользоваться новыми условиями игры.
Изменение цели (направления) в игре
Ситуация очень похожа на изменение формы игрового поля. Если игроки по одинаковым правилам соревнуются, например, в двух больших воротах, и через мгновение мы модифицируем игру, и целью будут, например, четыре маленькие (открытые) цели. Опять же, метод достижения цели изменится, возможность нападения на большее количество ворот заставит игроков смотреть один раз на одну сторону и один раз на другую (смена направления игры). И вы можете комбинировать эти элементы, меняя направление атаки, ее цели, вы также можете менять форму игрового поля. В начале у игроков могут возникнуть проблемы с распределением места или использованием свободных зон на поле. После изменений они, вероятно, появятся в других местах, поэтому самое главное, найдут ли их игроки и как скоро это произойдет.
Пример
Игра 4х4 с большими воротами с вратарями. Кроме того, в игре есть два нейтральных игрока, которые играют с командой на мяче (структура, как на картинке). После подсчета очков или по сигналу тренера игроки меняют направление атаки и игра начинается в шесть маленьких ворот. Красные, которые защищали большие ворота слева, теперь защищают три маленьких цели ниже. После вращения поля вратари защищают (по обычным правилам) трое маленьких ворот со своей командой. После очередного поворота красные защищают большие ворота справа.
Изменение количества игроков в игре
Эта процедура использовалась на тренировках, что меня удивило, потому что я никогда не сталкивался с ней раньше. А именно, например, когда играют, 4 на 4, одна (или обе) команды в момент потери мяча играют втроём. Один игрок быстро покидает поле, и команда должна защищаться в 3х4. Но после получения мяча он возвращается к равновесию. До сих пор я чаще встречался с использованием роли нейтрального игрока для создания численного превосходства или изменения баланса сил между командами. Однако в Португалии они также используют такие методы обучения, что не означает, что в других играх они не используют нейтральных игроков (джокеров).
Сценарии игры
Последняя процедура, которую можно использовать на тренировках для создания новой среды для игроков, - это сценарий игры. О чем это? Игроки получают определенную ситуацию, в которой они могут оказаться во время матча и должны быстро решить ее, скорректировать свой способ игры, например, мы начинаем игру, но одна команда уже ведет 2-0 и осталось 10 минут. Созданная ситуация дает нам возможность наблюдать, знают ли игроки, как вести себя в подобной ситуации, то есть пытается ли ведущая команда дольше оставаться на мяче, отводит ли она угрозу от своей цели, или команде, у которой есть 10 минут, чтобы наверстать упущенное, требуется больше рисковать для того, чтобы попытается атаковать своего соперника и т. д. В конце таких игр у игроков можно спросить, какие действия они предприняли, были ли они эффективными, и если нет, то почему и что они будут менять в следующий раз. Точно так же вы можете создать ситуацию, когда одна команда разыгрывает преимущество, например, красная карточка для защитника за 5-10 минут до конца игры и счет 0: 0. Мы наблюдаем за тем, как команда, которая потеряла защитника, и команда, которая сейчас играет в лидерах, имеют шанс выиграть матч.
Время отклика
Основная цель этих обработок - соответствующая реакция игроков на изменения игры. Однако, помимо того, что мы ожидаем правильного ответа, хорошей организации и быстрой адаптации, для нас также важно время реакции. В сегодняшнем футболе результат часто определяется долями секунды.
Время реакции может быть улучшено в более простых формах, например, реакция на цвет конуса с конкретной задачей. Однако я всегда предпочитаю сочетать такие элементы с игрой в футбол, поэтому ниже также приведены два примера тренировочных мероприятий, в которых мы также объединяем элемент работы над реакцией. Стоит добавить, что лучшим периодом для развития этой функции (чувствительный период) по Харасимовичу является возрастной диапазон 8-10 лет. Я также рекомендую избегать упражнений, в которых игроки реагируют на свист. Пусть это будет другой стимул, напрямую связанный с игрой.
ИГРА 2v1
Игровое поле около 30х25м. Игроки в двух разных цветах (красный, синий) расположены по углам назначенного поля. Белый игрок находится за пределами игрового поля на противоположной стороне. Этот игрок решает, с каким игроком он будет играть в атаке 2 на 1, выбирая определенный цвет конуса (красный или синий) после бега шеста. Игрок указанного цвета должен быстро отреагировать, передать мяч, обведя конус, и быстро присоединиться к игре, создав численное преимущество 2 на 1. Второй игрок реагирует немедленно, выбегая на игровое поле - защищая большие ворота и, получив мяч, атакует один из двух маленьких в конце поля.
3v2 + 3v2 ИГРА С ФИНАЛИЗАЦИЕЙ
Размер игрового поля около 50х25м. Внутри у нас узкая зона шириной 5 метров. разделить поле на два игровых поля с большими воротами и двумя маленькими целями. У нас есть ситуация 2 на 2 на каждом поле игры. По сигналу тренера, один игрок от каждой команды, расположенный в средней зоне, направляет мяч в его направлении, а игрок, указанный тренером (синий на анимации), решает, в каком направлении он будет атаковать, создавая преимущество 3 на 2. Другой игрок должен быстро отреагировать и атаковать в противоположном направлении, также создавая преимущество 3 на 2. Команды в основном атакуют по большим воротам с вратарем, защитники после получения мяча атакуют по одному из маленьких ворот.
Автор: Tomasz Oleksy
Источник: Блокнот футбольного тренера