Здравствуйте! Я , конечно, напишу ниже эти несколько упражнений для повышения техники чтения. Повышайте её на здоровье у своего ребёнка или в классе.
Но вы действительно уверены, что чем лучше техника чтения, тем больше ребёнок будет читать и будет становиться всё эрудированнее и воспитаннее??
Только вдумайтесь, сколько у нас появилось слов , обозначающих не то, что надо. Красивое, выразительное, правильное чтение заменили техникой чтения, предметы "труд" и "домоводство"-превратились в технологию , с учителя теперь требуют не конспект урока, а технологическую карту урока. В искусстве есть техника рисования там чего-то, есть и техника вокала, музыка в стиле "техно"и даже есть техника медитации в эзотерике... До чего дошёл прогресс!!!((((( Подмена понятий продолжается...
Может, стоит вернуть слову "техника" его истинное значение, относящееся к конкретной технике- машинам- приборам?
Лет 20 назад в нашей школе,(думаю, что повсеместно) началась борьба за технику чтения, то бишь за скорость.Была поставлена цель- к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 150 слов в минуту вслух и 300 слов про себя. Вот тогда-то и появились различные технологии повышения техники чтения. От 40 минутного урока чтения мы отрывали 5-10 минут на эти упражнения. Она, конечно, прибавлялась, эта техника чтения. В ущерб выразительности и осознанности, А как дети тряслись перед проверкой техники чтения! Как сейчас на ЕГЭ, наверное.Проверяла завуч, в своем кабинете. Думаю, что за эти годы многие из детей возненавидели чтение.
Сейчас это называется "мониторинг". Мониторим с 1 класса всё, что только можно.
Раскладываем по папкам на каждого ребенка все эти тесты, контрольные Чтобы всё былО для проверки. ФГОС всё-таки.
Лучше бы это время позанимались со слабеньким или что-то организовали для детей интересное.
Ну а теперь- то , что вы просили. Упражнения по развитию техники чтения.
1. Самомассаж губ. "Трубочка-улыбка". "Шарик"- как бы надуваем во рту шарик и перекатываем его от щеки к щеке.
2. Самомассаж язычка. "Лодочка" -складываем язычок лодочкой и удерживаем несколько секунд. "Лошадка"- цокаем язычком, как лошадка копытами.
3. Чистоговорки и скороговорки. Тоже,чтобы язычок хорошо работал.
4 Дыхательные упражнения. Иногда ребёнок просто при чтении берет дыхание в середине слова, и техника замедляется. "Роза-свеча". Вдыхаем как будто аромат розы, выдох- тушим медленно свечу. ( 3-4 раза)- удлиняем выдох для чтения длинных слов и фраз.
5.Упражнения на расширение поля зрения. С узким полем зрения ребёнок видит только одно слово или слог, теряет смысл прочитанного и скорость.
Воспользуемся числовыми табличками , можно самому ребёнку их в нескольких вариантах сделать. Считаем по табличке по порядку, называем число и показываем его указочкой. Числа от 1 до 25-30, написанные вразброс. Далее читаем по пирамидке Шульте, смотреть надо в центр строки сначала. Затем- в центр всей таблицы.
6. Чтение текста учителем (родителем). Ребёнок следит. Объяснение непонятных слов. Беседа по тексту.
7. Чтение "за диктором". Мама читает вслух Ребёнок тут же читает за мамой слова, отставая в полслова.
8. Чтение хором с мамой, с учителем.
9. Троекратное чтение. Ребёнок сам читает незнакомый текст 1 минуту. Считает слова. Читает ещё раз. Считает слова. И ещё разчитает- опять считает. Он видит, что с каждым разом прочитывает больше слов.
10. И , как лекарство- 2-3 раза в день по 15 минут чтение вслух для родителей.
11. И ,как лекарство для души- вечернее чтение родителей детям
12. И мониторим вместе с ребёнком в дневнике чтения. Что читал? Кто автор? Рисунок (по желанию) и сколько слов в минуту читал. Можно хоть ежедневно проверять. НО не подменяйте чтение одноминутной проверкой скорости чтения.
Да, чуть не забыла. Если наблюдаете возврат чтения, то есть ребёнок прочитал слово. а потом его снова читает тут же, положите листок бумаги или линейку слева от прочитанного слова и сразу закрывайте слово, как только оно прочитано.
Удачи!